Последние новости

ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ АРМАН КОТИКЯН

Когда разговор заходит об Армане Котикяне, сразу же вспоминаешь неподражаемые образы, созданные в кино этим талантливым и самобытным актером. Это Йохан Штерлинг в фильме "Парни музкоманды", Овсеп эфенди в "Тжвжике", адвокат Сисакян в "Карине", винодел Погос из "01-99" - эти и другие роли вошли в историю армянского кино и подарили Котикяну армию поклонников.

ОДНАКО МАЛО КТО ИЗ НИХ ЗНАЛ, ЧТО АРМАН КОТИКЯН БЫЛ НЕ ТОЛЬКО блестящим актером, но и прекрасным поэтом, литератором, переводчиком, профессиональным юристом. Эти стороны деятельности Котикяна стали известны широкой общественности лишь пару месяцев назад, когда в Ереване была презентована книга "Не забудьте произнести и мое имя", составленная дочерью актера Седой Котикян. В книге представлено литературное наследие Армана Котикяна, рецензии, отзывы современников о нем, страницы его жизни в кино и театре, его биография. Сборник насыщен иллюстративным материалом: фотографии рассказывают о богатой событиями жизни любимого нами актера не меньше, чем текстовое содержание.

Пианистка, преподаватель кафедры общего фортепиано Ереванской государственной консерватории им.Комитаса Седа Котикян долгие годы задумывалась о необходимости издать книгу об отце.

"Каждый раз, просматривая архивы отца, я жалела, что соотечественники, прекрасно зная его как актера, практически не в курсе его литературного вклада, - рассказывает дочь актера. – Он любил повторять: "Все преходяще, остается лишь имя человека и память о нем, порождаемая его делами". В этом году исполняется 50 лет со дня его смерти, и, думаю, выход книги в свет - не совпадение, а воля свыше, чтобы вписать имя Армана Котикяна в историю армянской культуры".

Седа Котикян использовала не только рукописные и машинописные материалы из отцовского наследия, часть которых пока нигде не опубликована, но и документы, которые при жизни Арман Котикян передал Музею литературы и искусства им. Чаренца. Именно руководство музея и помогло в работе над книгой. Несмотря на то что биографии Котикяна в книге уделено не так много места, она проливает свет на его личностное и профессиональное становление.

 ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ АРМАН КОТИКЯНБУДУЩИЙ АКТЕР РОДИЛСЯ В 1896 г. В ТРАПИЗОНЕ (ТРАПЕЗУНД) в патриархальной армянской семье. Здесь же получил начальное и среднее образование в Национальной гимназии, окончив ее в 1914 г. Семья Котикян оказалась в числе сотен тысяч, подвергшихся массовой резне в 1915 г. 19-летнему парню, имеющему оружие, удалось уйти в горы и примкнуть к партизанам. Холодными ночами он воспоминал любимую девушку Герануш, ставшую жертвой Геноцида. Арман долго хранил подаренную ею фиалку, засохшую, но не потерявшую своей небесной голубизны. В горах, по словам Седы Котикян, отцу, его брату и их другу – Г.Арутюняну помогала гречанка по имени Зои, которая ежедневно носила им еду. Сохранилась фотография, датированная 1916 г., на которой Арман, его брат Геворк и Г.Арутюнян запечатлены с большой семьей Зои.

После трагических событий Арман Котикян провел в Трапизоне год: по поручению особой комиссии Батуми объезжал села, еще недавно населенные армянами, собирал сирот и перевозил их в Трапизон. В этот период он преподает в гимназии Мхитарян, не требуя вознаграждения  организует трехголосый девичий хор из числа учениц. Среди его учеников был и будущий писатель Левон Сюрмелян. Через год  Арман отправляется в Сухуми к сестре Вардуи, которую во время резни украл мужчина в одежде курда, оказавшийся армянином-спасителем и позже женившийся на ней.

В 1917 г. Арман переезжает в Ессентуки, где встречает знаменитого актера Ови Севумяна. Это знакомство становится важным событием жизни. Арман Котикян в качестве начинающего актера входит в созданную Севумяном театральную труппу и вскоре удостаивается его внимания, высокой оценки и профессионального доверия. "Сынок, никогда не оставляй сцену" - эти слова Севумяна определили дальнейшую жизнь  молодого Котикяна.

Тем не менее актер Котикян стремится к большему, чтобы получить высшее образование, в 1919 г. он переезжает в Париж. Но учеба на юридическом факультете  Парижского университета, лекции по литературоведению, которые он слушал в Сорбонне, не ослабили его любви к сцене. Арман Котикян записывается в театральную труппу и одновременно ведет активную общественную жизнь: он отправил в Советскую Армению более 1000 томов ценных книг, организовал в Париже лекцию профессора Николая Марра и т.д. В 1933 г. он организовал и возглавил Армянский народный театр, ставший известным не только в Париже, но и во всей армянской диаспоре. Котикян  активно занимался и журналистикой, писал статьи для передовых армянских изданий. Кстати, в Париже он жил по соседству с Азнавурами и позже, во время первого визита Шарля Азнавура в Армению, встречался с ним.

 ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ АРМАН КОТИКЯНПОСЛЕ РЕПАТРИАЦИИ В АРМЕНИЮ В 1936 г. АРМАН КОТИКЯН СРАЗУ БЫЛ зачислен в труппу Академического театра им.Сундукяна и уже через пару месяцев удивил и коллег, и публику проникновенной игрой, талантом перевоплощения, способностью до мельчайших деталей улавливать характер персонажей. Ему довелось работать с Ваграмом Папазяном, Аветом Аветисяном, Грачья Нерсесяном, Вардуи Вардересян и многими другими выдающимися мастерами армянской сцены. Котикян также развернул широкую деятельность по созданию радиопьес, в частности, на основе драматургии Акопа Пароняна. Кстати, Арман Котикян выступил "соавтором" одной из его пьес, завершив неоконченную комедию "Приданое" и доведя ее с 1 акта до 3-го, да так, что после постановки ни публика, ни специалисты не смогли отличить, какая часть принадлежит Пароняну, а какая – Котикяну. Тифлисский армянский театр дважды ставил эту пьесу. Арману Котикяну принадлежит и авторская пьеса, написанная на основе современного материала.

Писатель-Котикян был не менее одаренным, чем Котикян-актер. В книге "Не забудьте произнести и мое имя" есть воспоминание Рубена Заряна о том, как однажды один из актеров похвалил Котикяна за его историко-героическую поэму "Худеци Овнан" и заметил, что ему не мешало бы больше времени уделять писательству. Котикян насупил брови и после паузы сказал: "Вчера я отнес эту книгу в Союз писателей показать другу-литератору. Тот ничего не сказал, разве что похвалил меня за роль в спектакле "Полиевкт". Выходит, что я актер среди писателей и писатель среди актеров". Недовольство Армана Котикяна можно понять, как и желание его окружения подчеркнуть многогранность его таланта.

Первую книгу своих стихов "Дымящиеся лилии" он издал в 23 года. В течение последующих лет вышли в свет и другие книги с произведениями Армана Котикяна - "Фирдуоси Туси и его Шахнамэ", автором предисловия которой выступил Аветик Исаакян, сборник "Худеци Овнан", куда вошла  поэма и 40 стихотворений, сборник баллад и поэм, изданный в 1965 г. в количестве 3000 экземпляров и быстро разошедшийся с книжных прилавков, и т.д. Поэзия Котикяна – особый мир, полный лиризма, красок и ярких образов, размышлений человека, прошедшего нелегкий путь и при этом с огромной любовью и добротой глядящего на мир и людей. В своих стихах он нередко обращается к соотечественникам, оставшимся за пределами родины и разделяет их тоску, поскольку сам некогда жил на чужбине и сполна испытал ностальгию. Стихи Армана Котикяна читаются легко, на одном дыхании, пробуждая в душе разнообразие чувств, заставляя задуматься о многом.

 ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ АРМАН КОТИКЯНВЕЛИК ВКЛАД АРМАНА КОТИКЯНА И В ПЕРЕВОДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. "Милый друг" и рассказы Мопассана, "Тереза Ракен" Золя, поэзия Арагона, "Сирано де Бержерак" Ростана, сочинения Гюго – эти и другие жемчужины мировой классики стали доступны армянскому читателю благодаря прекрасным переводам Котикяна.

"Отец постоянно писал стихи: свежий их сборник я намерена издать в ближайшее время, - говорит Седа Котикян, -  в них так же, как и в его многочисленных ролях - его собирательный образ. Достаточно взглянуть на воплощенные им роли, чтобы по крупицам воссоздать самого Армана Котикяна. Он был требователен до скрупулезности. Так, получив предложение сняться в "Тжвжике", долго не соглашался из-за отсутствия имени у героя. У отца все должно было иметь свое название, определенное место. Он любил повторять - "тут дело сделали, там оно ушло", что говорило о его скромности, нежелании говорить о делах, выставляться. Мы с мамой зачастую не были в курсе его работы в кино. О том, что он снялся в короткометражном фильме "01-99", узнали после завершения съемок, о его участии в картине "Тжвжик"  догадались позже и то по книге, лежащей на его столе. О роли Штерлинга он также ничего не говорил, лишь расспрашивал маму, пианистку Ольгу Бабасян о реальном музыканте Штерлинге, основавшем в Армении духовой оркестр..."

По словам Седы Котикян, отец был очень ответственным человеком. Он был тяжело болен, когда получил приглашение сниматься в мюзикле "Карине", но, узнав, что роль была предназначена изначально ему, решил не подводить режиссера картины Армана Манаряна, с которым работал в "Тжвжике". Арман Котикян был практически прикован к постели, когда его известили о смерти Ваграма Папазяна. И вновь некий человеческий долг и ответственность заставили его встать, одеться, сесть за стол и написать статью о большом друге и выдающемся артисте.

Книга Седы Котикян "Не забудьте произнести и мое имя" содержит много интересных сведений и оценок многоликого творчества Армана Котикяна, о заслугах которого в театре, кино и литературе должны знать и новые поколения.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КТО ВИНОВАТ: ПРЕЗИДЕНТ ИЛИ БЛЕНАК?
      2020-11-23 10:37
      1133

      С утра в глаза бросился текстовый фрагмент из некогда популярной французской кинокомедии «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли, выставленный в Фейсбук блогером Тиграном Кочаряном: – Что вы делаете, Бленак? – Раздеваюсь, месье президент. – Не останови я вас, вы бы разделись догола и прошли бы по всей редакции? – Вы же меня попросили, месье президент. – Я хочу вас спросить, Бленак, кто из нас хуже, кто чудовище: я, который вас просит снять штаны, или вы, готовый сделать это? – Не знаю, месье. – Вот в этом и сложность...

    • ПОДОБНОЕ "ПЕРЕМИРИЕ" БУДЕТ СТОИТЬ ТЫСЯЧ ЖИЗНЕЙ
      2020-11-18 11:37
      1726

      В лицо армянскому обществу швырнули документ, который преследует не вполне понятные цели. Что это за бумага, подписанная тремя сторонами, - заявление, декларация, договор? По этому и ряду других вопросов мы беседуем с общественным деятелем  Гагиком ГИНОСЯНОМ, который больше трех недель провел на фронтах нынешней войны в Арцахе.

    • «БЕГИТЕ! – КРИЧАЛИ НАМ, ВОТ МЫ И ДОБЕЖАЛИ ДО БАГРАМЯНА, 26»
      2020-11-16 18:12
      799

      Где нам дальше жить? Куда бежать? Как возвращаться в Степанакерт, если в Шуши стоит враг? Почему мы должны верить Араику Арутюняну, который на протяжении войны только и делал, что врал арцахцам? Почему нам постоянно приказывали убегать и отступать, когда нас защищала наша доблестная армия? Почему в Армении не была организована мобилизация? Почему не снабжали боеприпасами танки?

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ К АРЦАХУ
      2020-11-15 10:48
      4288

      В Национальном центре эстетики Еревана открылась выставка работ известного фотографа Гагика АРУТЮНЯНА, озаглавленная "Бесконечное возвращение". Представленные экспонаты - а их отобрано 29 - сделаны автором в годы первой Карабахской войны и спустя немного времени после нее.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОПЕРАТОР С "ХУЛИГАНСКИМ" СТИЛЕМ ЛЕВОН АТОЯНЦ
      2020-09-11 13:04
      2466

      Не каждый человек, перешагнув рубеж, ведущий к вековому возрасту, способен привнести в свою жизнь новые технологии, возиться со множеством функций смартфона и тем более разбираться в соцсетях. Легендарный оператор Левон Атоянц из редких "могикан", кого новое не просто интригует и становится преодоленной преградой, - оно превращается в мостик, связывающий с миром, или в персональную книгу воспоминаний, советов молодым и шутливых изречений.

    • ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА ВОЗВРАЩАЮТСЯ
      2019-04-05 15:31
      3421

      Вера Вард-Патрикян, Ида Кар, Арпеник Налбандян, Регина Казарян, Офелия Вардапетян, Лавиния Бажбеук-Меликян, Айцемник Урарту, Нвард Зарьян, Мариам Асламазян, Армен Оганян... Этих женщин объединяет не только известность и армянское происхождение. Совсем недавно все они стали объектом кинематографического исследования и героинями будущих фильмов, сценарная разработка которых стартовала в рамках конкурсного проекта "Армянка и ХХ век: забытые имена".

    • Скончался режиссер Георгий Данелия
      2019-04-04 16:29
      600

      В возрасте 88 лет после длительной болезни умер советский и российский кинорежиссер Георгий Данелия, пишет "Новая газета" со ссылкой на семью режиссера.

    • ПАМЯТИ МАРИИ СААКЯН
      2019-02-25 14:51
      6019

      Она ушла из жизни год назад, в 37 лет, полная творческих сил и планов. И все же успела немало сделать. Ее фильмы появлялись на разных кинофестивалях, вызывая отклики о ее необыкновенном даровании.