ДЮЙМОВОЧКА-АРМЕНИЯ и АРМЯНСКИЙ НОС – ПОБЕДИТЕЛИ!
...Министерство культуры закрыло спектакль "Нос" по повести Н. В. Гоголя Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна, "поскольку кукла, главный герой спектакля, напоминает одного из высокопоставленных политиков РА. В министерстве сей факт сочли недопустимым, потребовав снять спектакль из репертуара. Хотя имя власть предержащего Минкульт не озвучил, работники театра утверждают, что речь идет о первом вице-премьере Арарате Мирзояне", - такая информация появилась на днях в Фейсбуке, на "Культурной странице".
Троллят народ, ох, троллят! А может, это такой рекламный ход? Поскольку спектакль "Нос" в постановке Самсона Мовсисяна не только не закрыт, но недавно стал обладателем приза Международного фестиваля в Кракове. А на днях молодой режиссер уже с другой командой - участниками спектакля "Дюймовочка" - вернулся из Америки, и тоже не с пустыми руками.
Краковская победа Театра кукол прошла незамеченной. Фестиваль проходил в последнюю неделю апреля - до того ли было! Но именно в бурные дни нашей революции и постреволюции под девизом "Пересекая границы" в польском Кракове прошел Международный фестиваль украинского театра "Восток - Запад", в котором приняли участие многочисленные театры из Украины и Польши, а также Венгрии, Германии и Армении. Гостей принимали престижные краковские театры Groteska и Bagatela. Впрочем, играть в Польше, которая в театральном мире котируется по самому высокому счету, престижно само по себе. Между польскими и украинскими спектаклями, играющими Гоголя много и хорошо, а также постановками из Будапешта и Аугсбурга, армянский "Нос" не просто не затерялся и вовсе не по причине своего размера. Спектакль действительно замечательный - в нем мешаются люди, куклы и маски. В нем мешаются языки. Точнее, идет он на русском, но в очень многообразной палитре - с петербуржским, малоросским, остзейским и прочими акцентами.
"Ребята, вы представляете - мы будем играть Гоголя для украинцев, русских и поляков! Но все, что говорится, пошло с первых минут, - рассказывает режиссер спектакля Самсон Мовсисян. - Причем наш зритель просто сидит и смотрит спектакль, а тут публика стала вступать в игру с актерами, они, естественно, еще больше воодушевились. Впервые мы играли "Нос" на аудиторию, которая потрясающе реагировала на, собственно, текст, воспринимала каждое слово. Кончился спектакль, все высыпали на сцену, обнимали и не отпускали наших артистов, говорили, что такой энергетики, как у наших, не было ни у одного участника фестиваля".
Объятиями и комплиментами дело не закончилось. "Нос" вернулся из Кракова с наградой "Лучшая постановка"!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ПРОДЮСЕР ТЕАТРА КУКОЛ ИМ. ТУМАНЯНА АРТАШЕС БАБАЯН снова готовил артистов в дорогу. На сей раз - за океан, в американскую Флориду, где в городе Венис уже много лет проходит World Theatre Fest. Несколько лет назад Кукольный уже показывался там, и очень успешно, спектаклем Заруи Антонян "Крылатый". Арташес Бабаян, видимо, об этом помнил и решил возобновить контакт не без задней мысли. Надежды превзошли ожидания. А экспортировать на сей раз решили спектакль опять же Самсона Мовсисяна, сделанный в соавторстве с художником Карине Онанян как эксперимент. Ибо "Дюймовочка" - очаровательный микс древней традиции театра теней с современными мультимедийными возможностями, полный придумок и очень доброго юмора. По крайней мере все мои знакомые дети и дети знакомых смотрели его по два раза - как минимум.
"Фестиваль во Флориде очень масштабный, и страны-участницы - это страны с серьезной театральной историей. Британия, Франция, Италия, был спектакль с Бродвея. В первый день у нас даже был мандраж - куда играть "Дюймавочку" после Бродвейского мюзикла?", - признается Самсон Мовсисян.
К тому же это фестиваль вполне канонический - при 20 с лишним стран-участниц и порядка 30 спектаклей. После каждого спектакля профессиональное обсуждение и конкурс. Правда, практически каждый спектакль получает диплом с каким-то определением, подчеркивающим и выделяющим его достоинства, - это из серии "всем сестрам по серьгам". Но есть еще три серьезных приза жюри. Причем не в традиционных номинациях - эксперты выделяют три лучших спектакля и формулируют, почем именно эти постановки им "показались".
"Что было в кайф во время обсуждения, так это то, что каждую деталь спектакля, которую знаем мы, но которая, нам казалось, не заметна зрителю, они замечали, - рассказывает Самсон Мовсисян. - Вообще-то для нас было шоком то, что, приехав в этот город, мы обнаружили - там практически нет детей! Зритель был исключительно старше 30 лет. Облом полный! Но с первых же минут в зале послышался смех, реакция буквально на каждую деталь. И тут ты понимаешь, что это не детский спектакль, а просто спектакль. Американский зритель - он очень открытый. Причем в зале были и французы, и итальянцы, они с удовольствием принимали то, что мы предложили. Их очень заинтересовал сам жанр. Один из членов жюри, критик с Бродвея, отмечал, что театр теней, эта европейская и восточная традиция, прекрасно миксуется в нашем спектакле с современными мультимедиа. "Мы в Америке давно потеряли ощущение театральной иллюзии - когда ты входишь в волшебство и становишься его участником". Вам это удалось. Вам удалось превратить нас, взрослых, солидных людей в детей", - говорил он".
ВООБЩЕ ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ ОЧЕНЬ ЧАСТО ЗВУЧАЛО СЛОВО MAGIC. И вот за это волшебство, за эту магию театра армянский спектакль "Дюймовочка" был удостоен одного из трех главных призов фестиваля, разделив победные места со спектаклями из Великобритании и Италии.
"Мы пробыли там целую неделю и практически каждый день смотрели спектакли, - рассказывает режиссер, за последние два месяца дважды призер международных фестивалей. - Если честно, это очень приятное чувство, когда ты смотришь и понимаешь, что наша страна - вовсе не такая театрально-отсталая, как это принято считать. Нам довелось увидеть спектакли гораздо слабее тех, что можно увидеть в Ереване. А еще чувствуешь себя хорошо от того, что у нас есть возможность выезжать, чтобы люди видели и узнавали, часто открывали бы для себя нашу страну. Потому что в первый день нашего приезда только принимающие нас люди знали, что есть такая Армения, а в последний день на улицах, в магазинах к нам подходили люди с возгласом - "Армения, Дюймовочка!", просили сфотографироваться вместе. И в аэропорту, увидев наш приз, улыбались, поздравляли, даже брали контакты, чтобы если мы приедем еще, обязательно прийти на спектакль".
Такая перспектива для зрителей города Винус вполне реальна. Государственный театр кукол им. Туманяна получил приглашение приехать на следующий фестиваль с расширенной программой - спектакль плюс проведение ворк-шопов. А это в контексте Америки возможность не только приятно провести время и себя показать, но и заработать. Персональные бонусы от фестиваля получил и Самсон Мовсисян - его пригласили на постановку в Германию, и даже в Чили. В сентябре начнутся переговоры.
Остается добавить, что люди, выступающие против фестивалей, а такие все еще есть, и люди, скупящиеся финансировать поездки на фестивали, - они точно и категорически неправы. Вот теперь, кажется, все.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-09 11:04
Нам, увы, не стоит объяснять, что такое экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы. В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.
-
2024-04-10 10:10
"Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.
-
2023-12-14 10:57
Директором Ереванского Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Арташес БАБАЯН стал относительно недавно, но уже успел снискать в профессиональных кругах имидж самого крепкого молодого арт-продюсера. А вот теперь еще стал Марко Поло армянского театра - на протяжении почти месяца Театр кукол с двумя спектаклями - "Дюймовочка" и "Буковски" - был в туре по городам и фестивалям Китая, и это, кажется, первопроходчество. Наша беседа - о праздниках фестивалей и реалиях театральной реформы.
-
2023-10-11 09:14
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!