Последние новости

ДЕЯТЕЛИ КИНО ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ

В рамках XV МКФ "Золотой абрикос" в зале AGBU прошел круглый стол, собравший кинорежиссеров, продюсеров, кинокритиков, киноведов, журналистов. Цели мероприятия – встреча деятелей кино из республик бывшего СССР, обмен информацией о сегодняшнем состоянии сферы, стремление найти точки соприкосновения и наладить сотрудничество в разных форматах - от разработки совместных проектов до копродукции.

В РАМКАХ КРУГЛОГО СТОЛА СОСТОЯЛАСЬ ТАКЖЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ  председателя Союза кинокритиков России Кирилла Разлогова "Арутюн Хачатрян: вечное возвращение". Книга посвящена известному режиссеру-документалисту, одному из основателей Ереванского МКФ "Золотой абрикос" Арутюну Хачатряну, она представляет широкую панораму его кинематографической жизни и творчества.

"Жаль, что я не говорю по-армянски, хотя каждый год даю себе слово, что непременно язык выучу. Однако пока дальше слов "барев дзез" я не пошел, - начал встречу Кирилл Разлогов. - Книга, посвященная Арутюну Хачатряну, вышла в свет в Москве. Тираж был готов в последние часы: его успели подвезти мне буквально к самолету. История с книгой давняя, началась она несколько лет назад и вылилась в форму полумемуаров и диалогов. Из-за отсутствия финансирования нам не удалось выпустить издание на трех языках - русском, армянском, английском, но надеемся, что в дальнейшем нам удастся реализовать и эту идею".

По словам Разлогова, книга соткана из трех разных частей: это авторский текст на основе анализа фильмов Арутюна Хачатряна, интервью с ним Разлогова, а также других собеседников и, самое главное, совместные путешествия по международным фестивалям - от Химок и Европы до Лос-Анджелеса, Токио и стран Азии.

В рамках круглого стола, проходившего под эгидой индустриальной платформы C2C Market  Cinethink  МКФ "Золотой абрикос", было представлено еще одно издание под названием "История национальных кинематографий в СССР и перспективы развития кино государств - участников СНГ, Балтии и Грузии". Проект осуществлен при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и содержит исследования об истории, развитии и проблемах национальных кинематографов на постсоветском пространстве. Книга представляет собой коллективный труд и содержит полезную информацию. По словам Разлогова, в процессе работы над изданием его авторам удалось наладить сотрудничество вокруг общих тем относительно сегодняшнего состояния и совместного будущего кинематографа.

РАЗГОВОР О СЕГОДНЯШНЕМ И ЗАВТРАШНЕМ КИНО ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН продолжился и в процессе круглого стола. Директор МКФ "Золотой абрикос" Сусанна Арутюнян подняла актуальные вопросы о том, как развивается кино в странах СНГ, почему режиссерам постсоветского пространства удается налаживать копродукцию с европейскими коллегами, но не между собой, как лучше узнать о совместных проблемах и нуждах, создать общее кинематографическое пространство, найти пути сотрудничества на взаимовыгодных условиях и т.д.

"В этом году нам удалось привезти на наш фестиваль около 20 фильмов из бывших советских республик, - сказала Сусанна Арутюнян. - Эти фильмы станут откровением для армянской публики: ведь у нас уже есть поколение, которое не видело ни одного казахского, киргизского, молдавского фильма. "Золотой абрикос" становится провозвестником национального кинематографа этих стран и в то же время создает площадку для обсуждения назревших задач".

Дискуссию открыл режиссер Давид Сафарян. Он отметил, что, начиная разговор о копродукции, следует вначале поговорить о продукции: сегодня лишь часть постсоветских стран имеет хорошую продукцию, у некоторых республик это чисто символическое понятие, а в плане третьих о наличии кино можно говорить с натяжкой.

"В Армении напрочь отсутствует структура в сфере кинематографа. Если отдельные режиссеры, пробившие себе дорогу самостоятельно, и снимают кино, то это нельзя назвать национальным кинематографом. Что касается совместных проектов, то надо думать о создании равных условий для копродюсеров, чтобы ситуация сдвинулась с места. А для этого необходимо принять закон о кино", - считает Давид Cафарян.

По словам представителя Молдовы - продюсера Серджиу Куматренко-младшего, ситуация в молдавском кинематографе схожа с армянской. Правда, в Молдове уже принят закон о кино и из госбюджета на сферу выделяется около 250 тысяч евро в год.

Этого, конечно, недостаточно, поэтому в дополнение к этой сумме приходится изыскивать средства и из других источников, чтобы снять авторское кино, но мы хотим верить, что процесс развития молдавского кинематографа продолжается. Сегодня в стране кино хотят снимать не только опытные режиссеры, но и дебютанты".

Серджиу Куматренко-младший назвал идею копродукции в формате стран СНГ прекрасной и предложил создать соответствующий фонд, подобный уже действующему, румыно-молдавскому, деятельность которого дает результаты. Режиссер и автор фильма "Последний день мая" Игорь Кистол из Молдовы рассказал, как работал над своим режиссерским дебютом на небольшую спонсорскую сумму, решая многие  вопросы на дружеских началах. От также подчеркнул, что в Молдове серьезно стоит вопрос  кинотеатров: в стране действует всего 2 нормальных кинотеатра, и оба в Кишиневе.

РОССИЙСКИЙ ИСКУССТВОВЕД НИНА КОЧЕЛАЕВА ДАЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ оценку теме круглого стола. По ее мнению, сегодня недостаточно деловых контактов между кинематографистами СНГ. Подобные семинары и круглые столы позволяют вычленить спектр проблем в кино стран бывшего СССР, обсудить возможность копродукции между собой и т.д. Она указала также на отсутствие официальных соглашений по организации совместного кинопроизводства, что также становится барьером для развития сотрудничества.

Рассматривая ситуацию с казахским кино, участники мероприятия отметили, что в Казахстане на официальном уровне нет большой заинтересованности как в копродукции, так и в создании авторского кино. В стране, как и в Армении, все еще не принят закон о кино. Создатели авторского кино чаще обращаются за финансированием в европейские фонды, чтобы создать продукт, способный конкурировать с фильмами на международной арене. Из госбюджета Казахстана финансируются только фильмы на тему истории страны или посвященные президенту. Есть и авторы, работающие на мировом уровне, например, Адильхан Ержанов, запрещенный и практически не известный на родине, но пользующийся огромной популярностью за рубежом.

Несколько иначе обстоит дело с кино в Кыргызстане, где действует закон о государственной поддержке кинематографа, функционирует департамент кино, на конкурсной основе выделяющий суммы на создание фильмов, - игровых, документальных, короткометражных и анимационных. Киргизские фильмы участвуют в престижных кинофестивалях и выигрывают премии. В стране налажено кинопроизводство: за год на экраны выходит до 100 коммерческих фильмов. Проблемы связаны разве что с дистрибуцией, а также с образованием, особенно хромающим в плане второго кинематографического звена.

Узбекский режиссер Рашид Маликов отметил, что история кино в его стране была славной в советский период."Узбекский кинематограф - сфера парадоксальная, даже в самые сложные годы в стране делали кино. Однако если до 2005 г. фамилии узбекских режиссеров мелькали часто, то с отъездом некоторых из них из страны деградация в сфере усугубилась. Сегодня на международных кинофестивалях практически не встретишь узбекского кино, - сказал он. - Оставшиеся режиссеры работают на местного зрителя, в стране нет кинопроката: на 33 млн человек всего 50 экранов. При этом второе звено съемочной группы довольно недорогое, так что кино в Узбекистане можно снимать. В настоящее время активизировалась группа молодежи, которая вселяет надежду на расцвет узбекского кино".

КИНОКРИТИК ЕКАТЕРИНА ВИЗГАЛОВА ПЕССИМИСТИЧНО ОЦЕНИЛА СИТУАЦИЮ с кино, отметив, что кино как искусство умирает. "Кино становится коммерческим, как и жизнь, а жизнь, ее ритм и ценности меняются. Необходимо прислушаться и к мнению зрителей, понять их требования к кино, чтобы развивать его в верном русле, - сказала Визгалова, подчеркнув, что в России ситуация с кино намного лучше по сравнению с остальными республиками. В прошлом году на экраны вышло 25 дебютов, в этом году плюс 30 экспериментальных фильмов и 12 детских картин, и все они на 100% поддержаны Министерством культуры РФ. Авторское кино и анимация поддерживаются на 70%. В стране действует также Фонд кино, оказывающий помощь почти 30 коммерческим проектам в год".

Глава Национального киноцентра Армении Шушаник Мирзаханян рассказала о работе над проектом закона о кино в нашей стране. Она подчеркнула, что пока удается налаживать копродукцию с европейскими странами, а, например, с Россией нет никаких официальных соглашений подобного сотрудничества.

"Наши режиссеры и продюсеры стали более активными в плане создания копродукции. Но я считаю, что основа кино - хороший сценарий. Будет сценарий - удастся наладить и копродукцию".

Участники круглого стола выступили с предложением создать единую платформу на базе соцсетей для дальнейшего обмена информацией, координации вопросов и восстановления былого сотрудничества.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЧИРЕТТЫ» ПРИЗНАНО ПОБЕДИТЕЛЕМ
      2024-07-17 10:04

      Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос» прошла в столичном Доме кино при полном аншлаге. На сцену один за другим выходили члены жюри, которые, объявляя свой вердикт, приглашали призеров и победителей.

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • ГРАН-ПРИ ДОСТАЛСЯ ГРЕЧЕСКОМУ «ЧЕРНОМУ КАМНЮ»
      2023-07-17 14:06

      От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.