Последние новости

НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ

О сформировавшемся армянском национальном характере, отмечая его выразительную особенность, в древности писали римлянин Тацит, другие историки и философы. Пройдя через века и испытания, армянская идентичность вызывает тревожную озабоченность как у родины-матери, так и у раскинувшейся по миру диаспоры.

ПРАЗДНИК ЭТОТ МОЛОДОЙ, А УЧРЕЖДЕН ОН БЫЛ В НЕЗАВИСИМОЙ АРМЕНИИ В ЧЕСТЬ НАВАСАРДА - так в старину именовался август, с которым наши предки связывали победу прародителя армян Айка-Наапета над злом и наступление нового годового цикла. В Ташкенте в середине августа отметили День национальной идентичности. Героями, расположившимися у "Домашнего очага" - живого журнала армян Узбекистана - стали писатель-публицист Гоар Багдасарова, молодая талантливая художница Эвелина Григорьянц и вокалист, дипломант общенационального фестиваля "Одна нация, одна культура" в Ереване Николай Саркисян. Участники рассказывали о своих профессиональных достижениях, делились с читателями личными ощущениями своих национальных корней и их влияния на собственную жизненную и творческую судьбу.

Сделайся сам

Проблема ускользающей идентичности представляет как академический интерес, так и серьезную практическую значимость. Весь драматизм вопроса начинается с того, что в мире из десяти миллионов армян семь проживает в диаспоре. Большинство из них, продолжая оставаться приверженцами своих этнических корней, то и дело задаются вопросами.

ДЕСЯТКИ, СОТНИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ТЯГОТИТ ИХ НЕПОХОЖЕСТЬ, время от времени отправляясь по армянским следам в собственном сознании, делятся путевыми мыслями в диаспоральных СМИ. Признаются, что "отец научил быть армянином…", задаются вопросами, как стать и как остаться армянином; как, потеряв важные опорные смыслы в жизни, возвратиться к самому себе. Говорят эмоционально, делясь сокровенным. Абсолютное большинство же, мучимых сомнениями и не склонных к публичным откровениям "людей без традиций", наедине с собой вопрошают, какой фактор изношенной идентичности для них более значим, и пытаются ответить на вопрос "кто я?" Тот самый вопрос, который Моисей задал Богу, который не теряет своей актуальности на протяжении тысячелетий и возникает не только у простых смертных, но и у великих людей, чья жизнь была проникнута миссией и служением.

С какой же из составляющих начинается единое целое? Говоря о главных факторах идентичности, первыми упоминаются армянский алфавит и язык, Армянская церковь, национальные культурные и духовные традиции. Каждый из армянских сакральных символов, переживших войны, революции, гонения и насилие, неоднократно оказывался на последней грани судьбы. А разве армянская книга в ее собирательном значении, писатели, ее создавшие и в последнее время переставшие быть "властителями дум", не являются такими же символами?

Можно, конечно, вызубрить все пункты давно составленного кодекса принципов армянства - о том, кто может называться армянином, к чему стремиться и что при этом чувствовать. Можно придать фамильному окончанию требуемое соответствие, начитаться цитат классиков и вдохновиться жизненными примерами и напутствиями знаковых армян с древнейших времен и до наших дней - такими, как откровения великого итальянского художника Тонино Гуэрра, считавшего Армению единственной страной, перевернувшей его сознание. Или же принять самое верное жизненное решение - возвратиться в Армению, где защита идентичности не менее актуальна. Безусловно, в переходных обществах, где национальные стереотипы становятся крайне пластичными, чей-то даже авторитетный опыт вряд ли оказывается абсолютно действенным. Наше время предполагает конкретику. Тут вспомнился кинорежиссер Андрей Кончаловский, переложенный к армянским условиям: "Чтобы изменить страну, надо изменить ментальность. А чтобы изменить ментальность, нужно изменить культурный геном".

Генетика нам поможет

Опираясь на результаты исследований, генетики утверждают, что набором генов человека определяется вовсе не его национальное сознание, а такие факторы, как продолжительность жизни, наследственные признаки и физическая конституция.

ДОСАДНО, НО ДОЛЯ АРМЯНСКОГО ГЕНА В ДНК РАЗНЫХ НАРОДОВ, представленная в атласе истории генетического смешивания, составленном учеными Оксфордского университета и немецкого Института антропологии Макса Планка (согласно данным этого источника, армянские гены имеют 8,1% поляков, 6,9% литовцев, 4,8% итальянцев-сицилийцев, 4% китайцев, 3,7% пуштунов, 2,8% ирландцев, 2,1% басков и 0,6% валлийцев), вызовет лишь эмоциональный душевный всплеск у стороннего патриота.

Ученые не склонны сводить национальность в паспорте, культуру, язык, на котором человек будет говорить к пресловутому "богатству гена"; выявлять образцового генотипичного армянина научными методами они также не решаются, но при этом настаивают - человек формируется исключительно средой.

Среда обитания

Средой традиционно выступают семья, церковь, школа, община с ее культурными организациями, сама Армения и, несомненно, страна пребывания, от которой многое зависит.

ТО, ЧТО В УЗБЕКИСТАНЕ, ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮЩЕМСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ, свободно проживают и законодательно защищены в своих правах представители более 100 наций и народностей, говорит не только о таких природных характерных качествах узбеков, как открытость, мудрость, гибкость и уважение к человеку любого происхождения. Черты эти проявляются со времени Великого Шелкового пути, когда поселенцы-армяне основали в Бухаре или Самарканде первую армянскую общину в Среднеазиатском регионе. Продолжая укреплять межнациональное и социальное согласие в качестве первоосновы своей внутренней политики, независимый Узбекистан и сегодня уверенно набирает очки в своем экономическом и культурном развитии.

 Генетика нам поможетВ тускнеющем свете диаспоры

Каким же чудом многие поколения армян, лишенные общинного очага, церковного пристанища и прошедшие сквозь дробилку ассимиляции, при успешной интегрированности в общество страны проживания сохранили идентичность?

ДИАСПОРА В РАВНОЙ МЕРЕ МНОГОЛИКА И ШИРОКА. СЕГОДНЯ ЧЕРЕЗ РОССИЮ И США - два центра мирового влияния, которые рассматриваются приблизительно равнозначимыми этноплавильными котлами - простираются самые многочисленные ветви Спюрка. Наблюдая типичный для времени упадок западноармянской диаспоры (перепись 2010 г. выявила 474 тыс. этнических армян, в 2014 г. лишь 461 тыс. граждан США отметила свое армянское происхождение, 58% из общей численности являются представителями "новой диаспоры". - Прим. авт.), тем не менее можно утверждать, что за океаном, да и в целом на Западе, проходит сегодня диаспоральный мейнстрим и действует прочная система устоявшихся общинных отношений.

Увы, но на востоке - в России и на необозримых постсоветских просторах - гуляет выветренный армянский национальный дух. Среди причин отмечается полувековой, с середины 30-х годов, запрет в СССР любых национальных объединений. В том безвременье два поколения не только армян выросли в парадигме, когда говорить о своих корнях и национальных потребностях было "неприлично". Здесь процесс формирования и становления общин продолжается и, выходит, что при фактической бесполезности семьи в вопросе идентичности все ее нерешенные вопросы упираются только в общину.

Время новых героев

Зародившиеся на волне независимых государств национальные объединения со временем приобрели форму вертикали единодушия, в которой "важнейшим из искусств" выступают далеко не извечные прадедовские ценности, а малопривлекательный пиетет. Как следствие, абсолютное большинство формально прописанных на местах армян так и не нашли дорогу к родному очагу.

ВИНИТЬ КОГО-ТО В ПОКАЗНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРЕДМЕТНОЙ НЕРАСТОРОПНОСТИ НЕ ВЫХОДИТ: руководители общин, наделенные из "патриотических чувств" характерными чертами крепко сработавшихся бронзовеющих аппаратчиков-мобилизаторов, из соображений надуманной ими конъюнктуры способны лишь удовлетворять проверяющие стороны и минимальные культурные запросы рядовых членов общин - национальные по форме и советские по содержанию.

Тем временем диаспора пополняется тысячами новобранцев. Понаехавшие армяне, с одной стороны, вызывают вполне понятную неприязнь у коренного населения, с другой - как минимум десяток лет новобранцы будут обустраиваться и для местных армянских формирований будут оставаться бесхозным довеском; все вместе рядовые граждане в этой расщепленной реальности продолжают блуждать вне стаи - с никак не выраженными признаками идентичности, довольствуясь набором символических оберегов в домашнем интерьере в виде памятного сувенирного гранатика, флажка триколора и пейзажа горы Арарат в жутко привлекательной рамке.

Для проведения реформ в общинах требуется не лучшее решение, а соответствующая внутренняя мотивация. Требуется не диалог и не поиск - время уже истекло, а спокойная смена поколений как норма отношений. Требуются критически мыслящие пытливые молодые, достойные стартаперы из ищущего поколения, воспринимающие реальность без рутины и совершенно другими глазами, способные вдохнуть жизнь в сам процесс, придать баласт человеку и общине, вызвать у себя и у людей гордость за свою историю и культуру.

Оставаться армянином - победа?

Эти слова записал однажды в своем дневнике Аветик Исаакян. Не оспаривая первую часть неоднозначной мысли Варпета, - у него были основания, вспомним, что Рустам Ибрагимбеков однажды сказал: "Армяне - это не нация, а организация". Похоже, что известный кинорежиссер имел в виду выработанное веками умение армян сознательно концентрироваться для достижения цели; что вряд ли найдется другой этнический аналог, который вне родной земли созидал бы с утроенной энергией, оставаясь активной "склейкой" других культур, но укрепляя при этом свой код и свое основное качество - быть.

В НЫНЕШНЕЕ ПЕРЕЛОМНОЕ ВРЕМЯ С ЕГО "БЫСТРЫМ ПИТАНИЕМ И ПЛОХИМ ПИЩЕВАРЕНИЕМ" мы уже обучились навыкам, как выживать, но по-прежнему не знаем, как жить. Армении, в которой произошла смена президентской власти парламентской, вовсе не безболезненно прошла смена исполнительной власти, приходится не только разгребать целый ком накопившихся внутренних проблем, но и противостоять культурной экспансии, когда на глазах разрушаются традиционные национальные ценности и самобытность национальной культуры, а вместо них насаждаются чуждые армянскому менталитету представления.

Воздействие извне испытывают практически все национальные культуры, но для Армении болезненность момента усиливается продолжающимися миграционными движениями, которые грозят нации культурной, нравственной и демографической катастрофой: согласно статанализу, за минувшее полугодие страну покинули 51 тыс. граждан Армении, из них 48 тысяч - только в апреле-мае.

"Проблема, которую мы обсуждаем, в век информационных технологий актуальна не только для нас. Если мы правильно организуем диалог с внешним миром, то сможем сохранить нашу самобытность и наши традиции", - отмечает директор Института археологии и этнографии НАН РА Павел Аветисян. Позволим себе сделать дополнение к словам авторитетного ученого, что прежде не мешало бы отладить диалог с собственной диаспорой. Максимальная открытость, которую демонстрирует новая власть на изгибе времени, должна сочетаться с трезвым осознанием: никому в мире мы особенно не нужны, нужно лишь грамотно и адекватно реагировать на вызовы глобализации.

Для этого потребуется сильный национальный иммунитет. Тот самый, который основан и на единстве "Армения - Диаспора", на тесном взаимодействии Армении и Спюрка. Это вовсе не из набора патриотических штампов, это явно ослабевшая за последние 27 лет реальность, но сегодня Министерство диаспоры предлагает новые программы для стартапов, куда следует направлять потенциал организованного Спюрка. Есть повод вспомнить то событие, которое произошло юго-восточнее озера Ван 11 августа 2492 года до н. э. Историческая дистанция и мифическая история придают силы, а месяц Навасард все наступит вновь. Для этого вовсе не обязательно отправляться к подножию храма Гарни, где в эти дни четыре тысячелетия назад продолжилось празднование Нового года нашими предками. Достаточно постараться разжечь жертвенный огонь в тонире своего сердца, на досуге взглянуть на небо - туда, где сияет Созвездие Ориона, и вспомнить Хоренаци и Айка. Сварить по старинному рецепту кашику. В отличие от арисы, кашику - главное обрядовое блюдо, которое подавалось на новогодний стол, не размешивают в процессе приготовления; в этом есть особый смысл: в старину говорили - это для того, чтобы год не был "смешанным" и "смутным". Положить руки на плечи ближнему и, двигаясь по кругу, станцевать шурджпар, поздравив друг друга с наступлением 4511 года армянского летоисчисления.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОКРУГ ЗАТУХАЮЩЕГО КОСТРА
      2020-08-18 11:08

      Завершающим мероприятием для молодежи, прибывавшей по программе "Ари тун" со всех концов диаспоры, был традиционный большой костер с участием либо президента страны, либо главы правительства.

    • ПОСОЛ АРМЕНИИ ОТВЕДАЛ УЗБЕКСКИЙ ВИНОГРАД
      2019-08-22 10:21

      18 августа в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Св.Филипоса праздновали Успение Богородицы и знакомились с первым в истории двух независимых стран послом Армении в Узбекистане. Отмечаемый с V века, четвертый из пяти великих праздников Армянской церкви символизирует уход из жизни Богородицы Св. Марьям, утверждавшей веру своим присутствием, остающейся утешением и назиданием для всех христиан, а для армянской женщины - воплощением добродетельной матери, хранительницы семейной святости, чистоты и преданности.

    • СТИХИЯ ЖИЗНИ ВАРДАВАРА
      2019-08-06 14:18

      28 июля в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Cв.Филипоса отмечался праздник Преображения Господня - один из пяти главных в годовом цикле Армянской Церкви и связанный с важнейшим событием земной жизни Христа, описанным в Евангелиях. О преображении, случившемся со Спасителем, когда Он поднялся для молитвы на гору Фавор близ Назарета, говорил тер Ованнес Григорян в своем обращении к прихожанам. И, казалось, во время богослужения в храме, где звучал священный Патараг (Литургия), вместе с каждым словом из библейской истории, поведанной духовным наставником армян Узбекистана, происходило то самое незримое таинство постижения высокого смысла.

    • ПАЛОМНИКИ ОТПРАВИЛИСЬ ПО ПУТИ АПОСТОЛА
      2019-07-30 10:00

      В течение трех дней - с 25 по 27 июля - сотни верующих собрались в одном из старейших армянских храмов Ирана, продолжая выразительную церковную традицию, передаваемую из поколения в поколение. Об этом 3 июля, предваряя событие, сообщил информационный портал Tehran Times.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ