Последние новости

СТИХИЯ ЖИЗНИ ВАРДАВАРА

28 июля в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Cв.Филипоса отмечался праздник Преображения Господня - один из пяти главных в годовом цикле Армянской Церкви и связанный с важнейшим событием земной жизни Христа, описанным в Евангелиях. О преображении, случившемся со Спасителем, когда Он поднялся для молитвы на гору Фавор близ Назарета, говорил тер Ованнес Григорян в своем обращении к прихожанам. И, казалось, во время богослужения в храме, где звучал священный Патараг (Литургия), вместе с каждым словом из библейской истории, поведанной духовным наставником армян Узбекистана, происходило то самое незримое таинство постижения высокого смысла.

НЕ ИМЕЮЩИЙ фиксированной даты, праздник традиционно проводится на 98-й день после Пасхи и по-любому попадает на один из самых жарких летних дней. Так что, вполне закономерно, что по окончании богослужения прихожане дружно отправились совершать самый большой летний армянский ритуал, проходящий сквозной темой к празднику Преображения и хранящий в своем названии имя языческого бога воды Варда. Эта особенность праздника привлекает безудержную молодежь. Нравится молодым также связывать этот день с его символом - богиней любви, красоты и воды Астхик (Звездочка) и с историей вспыхнувшей любви богини и бога Ваагна. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей земле, а ее возлюбленный - бесстрашный драконоборец Ваагн - вечно борясь со Злом, охранял и защищал их пылкие чувства.

Но и это еще не весь смысл праздника, содержащего в себе огромный пласт культурного наследия. Этнографы поясняют, что в древности статуи богини Астхик украшались опять же розами ("роза" по армянски "вард"); бытовала традиция не есть, к примеру, яблоки, груши и виноград, которыми в это время изобилуют сады и огороды, до их освящения во время Вардавара, а крестьяне вблизи святых мест проводили обряды жертвоприношения, - сегодня этот торжественный ритуал проходит в виде совместного обеда, который состоялся и во дворе ташкентской церкви по завершении праздника. Но прежде утомленные после весенних полевых работ люди обливали друг друга холодной водой, совершая символический обряд внутреннего очищения, обновления и вызывания дождя - желание сердобольного крестьянина напоить потрескавшуюся от летнего зноя землю-кормилицу живительной влагой вполне оправдано.

В АРМЕНИИ С ЕЕ ЗНОЙНЫМ ЛЕТОМ ВАРДАВАР праздновали всегда. Даже непримиримая атеистическая идеология - к празднику с библейским шлейфом, в котором церковное тонко растворяется в обыденном - проявляла снисхождение, обнаруживая в ритуале не крамолу, но лишь невинную забаву. В годы независимости - вместе с изобретением грозного вида детских пластиковых водометов -  праздник возродился с особенной обрядовой энергией теперь уже и в диаспоре, где у каждого под рукой всегда найдется ведро с водой. И в Узбекистане - с нашим по-особенному жарким летом и с нашим неизменно трепетным отношением к воде - Вардавар пришелся весьма кстати и выглядел вполне натурально. Температура этим днем медленно, но упорно уползала за сорокоградусную отметку и праздник в общине проходил как массовое веселье, подаренное горожанам за их терпение в невыносимую жару. Празднующие обливали друг друга водой, наполненной во все возможные подручные средства, при полном отсутствии подобного навыка и без снисхождения; совмещали полезное с приятным - танцевали под зажигательные песни в исполнении активиста общины замечательного Зорика Худояна.

 ВардаварПо наблюдению автора, который тщетно старался сохранить свою репутацию "неподмоченной", в этот день вблизи армянской церкви все желали окунуться в холодную воду, пусть даже столь необычным способом. И каждый "страдал" по-своему. В особенности, самые недосужливые и неподготовленные, оказавшиеся случайно на карнавале гидровольницы один на один перед несущимися отовсюду вымокшими незнакомыми разновозрастными армянами с ведрами в руках, увернуться перед которыми было практически невозможно. Однако, стресса никто не испытал и никто не был вправе обижаться - традиция не велит.

Завершился праздник занятным состязанием для подростков и молодежи во внутреннем дворе церкви. Нехитрые конкурсы, игры и забавы, подготовленные уважаемыми членами общины Виолеттой Арутюнян и Рузанной Агаджановой позволили ребятам показать свою физическую реакцию, завидную выносливость, недюжинную сноровку и взаимовыручку, - опять же в водной тематике.

"ВОДА! У ТЕБЯ НЕТ НИ ВКУСА, НИ ЦВЕТА, НИ ЗАПАХА! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь!", - сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Замечательный литератор слегка лукавил. В его времена наука уже располагала данными, что вода - не просто химическое соединение, состоящее из атома кислорода и двух атомов водорода. Это - стихия жизни, живая субстанция, отвечающая за энергетику и обмен веществ в организме, хранитель и передатчик информации, незаменимый целитель человеческих тел и душ. Отмечая, что структура воды ежемесячно меняется, символисты утверждают, что в именно в июле вода начинает энергетический круг по планете: "От красоты и гармонии - к душевному покою".

В связи с этим, еще одна важная деталь праздника: Вардавар  знаменует собой единение - объединение всей семьи, всего рода, всей общины, когда принято всем вместе собираться у родника или любого другого водного источника. Тогда оказывается, что вот она -"всюду жизнь". Считается, что вода Вардавара обладает способностью очищать души и освобождать человеческие помыслы от всего вредоносного. Стало быть, не безмерно радующимся детям, а именно взрослым не мешает получить ушат воды на голову в качестве гаранта благочестия и душевной гармонии. К примеру, иному степенному министру, от "деятельности" которого жизнь обычных граждан не становится лучше; или важному политику, разжигающему бойню против невинных людей. Глядишь, и чудодейственные свойства воды подействуют, а глобально помутненный разум вновь прояснится и преобразится. Гармония в человеческих отношениях восстановится и, возможно, в небе вновь, словно из глубины веков, закружится пара восхитительных белоснежных голубей - еще одного символа Вардавара.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСОЛ АРМЕНИИ ОТВЕДАЛ УЗБЕКСКИЙ ВИНОГРАД
      2019-08-22 10:21
      1903

      18 августа в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Св.Филипоса праздновали Успение Богородицы и знакомились с первым в истории двух независимых стран послом Армении в Узбекистане. Отмечаемый с V века, четвертый из пяти великих праздников Армянской церкви символизирует уход из жизни Богородицы Св. Марьям, утверждавшей веру своим присутствием, остающейся утешением и назиданием для всех христиан, а для армянской женщины - воплощением добродетельной матери, хранительницы семейной святости, чистоты и преданности.

    • ПАЛОМНИКИ ОТПРАВИЛИСЬ ПО ПУТИ АПОСТОЛА
      2019-07-30 10:00
      1560

      В течение трех дней - с 25 по 27 июля - сотни верующих собрались в одном из старейших армянских храмов Ирана, продолжая выразительную церковную традицию, передаваемую из поколения в поколение. Об этом 3 июля, предваряя событие, сообщил информационный портал Tehran Times.

    • НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ
      2018-09-28 15:42
      4615

      О сформировавшемся армянском национальном характере, отмечая его выразительную особенность, в древности писали римлянин Тацит, другие историки и философы. Пройдя через века и испытания, армянская идентичность вызывает тревожную озабоченность как у родины-матери, так и у раскинувшейся по миру диаспоры.

    • ГОРДИТЬСЯ ИМЕНЕМ СВОИМ
      2018-03-26 15:03
      1325

      Петербургская армянская газета "АВАТАМК" отметила свой юбилей. Четверть века назад вышел первый номер первого армянского издания в постсоветском зарубежье.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ