Последние новости

100 ИНСТРУМЕНТОВ ДЖИВАНА ГАСПАРЯНА

Глядя на великого армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, не могу поверить, что 12 октября ему исполнилось 90 лет. Кажется, что ошибся, - этому подтянутому седовласому мужчине не дашь и больше семидесяти. Но, когда он сам говорит: "Мне же 90 стукнуло" - беру в руки смартфон, лезу тайком в интернет и перепроверяю, точно - девяносто. Но знаменитый музыкант однозначно выглядит моложе своих лет.

Музыкантов в семье не было, но отец хорошо пел

"Почему я начал играть на дудуке, даже не знаю. У меня в семье не было музыкантов. Разве что отец хорошо пел старые песни. Голос у него был очень хороший. Но это все.

А КОГДА Я В ПЕРВЫЙ РАЗ УСЛЫШАЛ ДУДУК, МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ, как звучит этот инструмент, какой у него красивый тембр. И я начал учиться играть. Дудук - это же душа человека, его история, его молитва", - говорит Дживан Гаспарян, приглашая присесть.

Дядя Дживан, как он часто себя называет, рассказывает, что родился в селе Солак, но большую часть жизни прожил в Ереване. В Солаке у семьи Гаспарян оставался дом, и каждое лето Дживан возвращался к истокам. Тянули детские воспоминания и свежий воздух.

"Каждый свой дудук я делаю из абрикосового дерева - из другого дерева не получается, не звучит, - музыкант раскрывает чехол, лежащий перед ним на столе, достает один из трех инструментов и показывает его. - Очень много раз пробовал делать из другого дерева, привозил материал  из разных стран, но не получалось".

Музыкант говорит, что дудук на восемьдесят процентов создается руками и лишь на двадцать - при помощи токарного станка. "От меня зависит, какого цвета будет инструмент, как будет звучать каждая нота. Это очень важный момент. У меня дома 100 инструментов, могу с закрытыми глазами взять любой из них и узнать", - рассказывает Гаспарян, поясняя, что каждый дудук индивидуален, не похож на своих братьев и по форме, и по звучанию.

Это не игра, это молитва

За свою долгую жизнь Дживан Гаспарян выступал перед самыми разными людьми. Был в его жизни эпизод, когда его игрой на дудуке заслушался даже Иосиф Сталин.

ДЕЛО БЫЛО В КОНЦЕ 40-х ГОДОВ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ, КУДА ГАСПАРЯНА пригласили выступить на смотре мастеров искусств союзных республик. К тому времени его приняли в Национальный ансамбль песни и танца. Когда зазвучал дудук, рассказывали, что вождь даже перестал дымить трубкой, внимательно слушал музыканта, а после концерта за Дживаном пришли два человека с армейской выправкой. Гаспарян испугался, подумал, что это из-за того, что не дождался аплодисментов от вождя, сразу убежал за кулисы. Но оказалось, Сталину очень понравилось выступление Гаспаряна и он решил его наградить часами "Победа". Дживан с радостью принял подарок, но буквально на следующий день его продал - время было голодное. Об этом музыкант жалеет до сих пор.

Не прошло и десяти лет после этой истории, как Дживан Гаспарян стал гастролировать не только по Советскому Союзу, но и выезжать за рубеж. Во время этих концертов в залах обязательно собирались представители армянской диаспоры. Однажды так он познакомился с американским писателем Уильямом Сарояном.

"Уильям Сароян слушал, как я играю на дудуке, после выступления подошел ко мне и сказал: "Дживан, твоя игра - это не игра, это молитва". И эта фраза писателя написана на моей пластинке, которая вышла в 1982 году в Москве", - вспоминает дядя Дживан.

Музыкант добавляет, что тогда встречи с такими известными людьми казались фантастическими, а похвала от них ценилась на весь золота. Это сегодня, спустя 75 лет с начала профессиональной деятельности, Дживан Гаспарян объездил весь мир, дал более 20 тысяч концертов, получил более тридцати наград, записал музыку для четырех десятков фильмов. И такие известные в мире музыканты и композиторы, как Стинг, Майкл Брук, Брайан Мэй, Питер Гэбриел, Лайонел Ричи, Дзуккеро и другие, с которыми он совместно работал, давно стали его друзьями.

"Меня же так и в Голливуд пригласили, я ничего специально для этого не делал, просто играл. Но оказалось, что там мое имя знают лучше меня. Когда позвали, так и сказали: "Дядя Дживан, мы о тебе очень много знаем. Даже знаем, что ты перед концертом немножко выпиваешь для настроения и только потом выходишь на сцену", - смеется всемирно известный музыкант.

В Японии не хлопали, но обида была напрасной

Дядя Дживан не перестает работать - список концертов и гастролей расписан у него на год вперед. Да и работой игру на дудуке он не считает. "Это от души и для души", - говорит Гаспарян. И вспоминает самый яркий эпизод, приключившийся с ним во время гастролей.

"У менЯ в Японии было два концерта. Первый в закрытом зале состоял из двух отделений, вначале выступал Брайан Ино, он отыграл, ему громко аплодировали, выхожу я, играю - тишина. Ладно, только начал, думаю, но проходит полчаса - никакой реакции, никто не обращает внимания. Что это такое? Я так плохо играю? С инструментом что-то не так? Пятьдесят минут играю - никакого движения. Заканчиваю - тишина. Встал, ушел - опять ничего. Ни одного хлопка. И вдруг слышу из-за кулис - хлопают. А я даже выходить не хотел - обиделся! С трудом заставил себя вернуться на сцену, а оказалось, что японцы, когда слушают, не хлопают, чтобы не мешать. И вот я вышел, и тут началось - десять минут меня не хотели отпускать!" - до сих пор поражается дядя Дживан.

Второй концерт Гаспаряна, уже сольный, проходил в зале под открытым небом, козырек был только над сценой. Музыкант готовился к выступлению, и вдруг пошел проливной дождь.

"Мне казалось, что концерта не будет. Я уже смирился с этим. И тут за пятнадцать минут до начала подходит директор и спрашивает: "А вы не готовитесь к концерту? Осталось всего 15 минут". Я говорю: "А что, разве концерт будет? Такой дождь льет, какой концерт?" На это директор отвечает, что все билеты проданы. Ну хорошо. Я одеваюсь, выхожу на сцену и - вижу: сильнейший дождь и море белых зонтиков, под ними зрители в белых плащах. Две тысячи человек стоя слушали меня девяносто минут. Я был поражен", - вспоминает Дживан Гаспарян.

Очень люблю свою Армению!

Один из самых знаменитых армян в мире, несмотря на все сложности на родине в конце 80-х годов, не хотел покидать Армению, но наступил и в жизни Дживана Гаспаряна период, когда он понял, что прокормить семью стало слишком сложно. Тогда он собрал всех и повез в США, куда его давно приглашали. Именно там музыкант стал преподавать уроки игры на дудуке своему главному ученику - внуку Дживану Гаспаряну, которым очень гордится и с которым теперь частенько выступает.

"Я ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН, ЧТО ВНУК ИГРАЕТ НА ДУДУКЕ, ОЧЕНЬ ХОРОШО ЭТО ДЕЛАЕТ. Но вначале я не хотел, чтобы он играл, думал, станет врачом или инженером. А когда Дживан услышал мою музыку из фильма "Гладиатор", так ее полюбил, что его было не переубедить. И мы начали заниматься. Вот он уже двадцать лет и играет. Участвовал во многих конкурсах, становился лауреатом", - с гордостью говорит Гаспарян-старший.

Но Дживан Гаспарян-младший не единственный его ученик. Дядя Дживан все-таки не смог жить вдали от родины и триумфально вернулся в Ереван, стал профессором Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Там он ведет класс игры на дудуке.

"Ереван - это мой дом, Армения - моя страна, как я могу ее бросить? Да, было время, когда я уехал, очень тяжелое время - у нас невозможно было жить: света не было, телевизор и радио не работали, машины не ездили, потому что не было бензина, люди пешком ходили, даже еды не было, в пальто спали. Как можно жить человеку в таких условиях? Сейчас, слава богу, все налаживается, я очень этому рад и думаю, что дальше будет только лучше. Я хочу увидеть красивый Ереван, каким он был раньше, в котором люди друг друга любили, уважали. Хочу, чтобы все было в улыбках, чтобы у людей была возможность достойно жить, чтобы не было нищих. Чтобы армяне больше не оставляли свои дома, не уезжали из страны, а те, кто уехал, чтобы вернулись назад. Потому что родная земля - это не шутка, это как мать. Я очень люблю свою Армению", - говорит Гаспарян.

О любви к Армении Дживан Гаспарян будет говорить и 26 ноября в Национальном академическом театре оперы и балета имени А. Спендиарова в Ереване, где состоится концерт, посвященный его 90-летнему юбилею.

"Сейчас я готовлю этот концерт, посмотрим, что из этого получится, - скромно говорит великий музыкант и добавляет:  - Что мне еще сказать, сынок? Желаю всем всего самого хорошего и много-много улыбок".

Алексей СТЕФАНОВ, Sputnik

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...

    • ОДИНОКИЙ ГЕНИЙ, ФАНТАЗЕР, МИСТИК – СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ
      2024-01-08 13:20

      В Армении 9 января начнутся мероприятия, посвященные 100-летию великого кинорежиссера и художника Сергея Параджанова. В этот день в Доме кино откроется памятник Параджанову и выставка картины Давида Галстяна "Джоконда: метаморфозы", а также будут демонстрироваться фильмы мастера. Вечером в Музее Параджанова состоится концерт "Параджановские мотивы" с участием солистов ансамблей "Гурджиев" и "Берекамутюн".

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.