ВЕЛИКИЙ ГЕОЛОГ И БОЛЬШОЙ ПАТРИОТ

В Историко-археологическом музее-заповеднике "Мецамор" состоялась презентация двух изданий: "Геолого-тектонические исследования в очаговой зоне Спитакского землетрясения" и "Спитакское землетрясение. Дневник. 08.12.1988 - 07.03.1989". Автор обоих научных трудов - крупный армянский ученый советской эпохи, заслуженный геолог Армении Корюн Мкртчян, внесший огромную лепту в исследование геологической структуры территории Армении, поиск и обнаружение полезных ископаемых нашей страны.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ БЫЛА ПРИУРОЧЕНА К ДВУМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЯМ: к 30-летию Спитакского землетрясения, непосредственным исследователем причин и последствий которого был Корюн Мкртчян, и к его 90-летнему юбилею, который научная общественность Армении отметила летом этого года. Мероприятие, собравшее порядка сотни преемников, коллег, друзей и родных Корюна Мкртчяна, было организовано при участии семьи ученого и ГНО "Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников". Музей "Мецамор" не случайно был выбран местом знакомства с одной из страниц научного наследия Корюна Мкртчяна и паломничества по разным этапам его жизни и деятельности. Опытный геолог и знаток своего дела, К. Мкртчян имеет огромные заслуги не только в геологии, но и в археологии. В 1960-х г. он обнаружил на территории этого древнейшего поселения горно-металлургический центр и выдвинул гипотезу о том, что в древности здесь выплавляли металл.

Доскональное исследование и анализ найденных артефактов вскоре подтвердили предположение ученого. Получив разрешение Академии наук, он вместе с коллегой Эммой Ханзадян начал раскопки, а спустя несколько лет представил широкой научной общественности развалины города-крепости. Находка Корюна Мкртчяна оказалась настолько ошеломляющей и важной с точки зрения разных наук - истории, геологии, археологии и др., - что подтолкнула специалистов к проведению официальных исследований. В результате были сделаны уникальные открытия, обнаружены тысячи экспонатов и многочисленные культурные слои, представляющие исторические этапы развития древнего городища и доказывающие не только присутствие здесь человека в разные эпохи - от энеолита до средневековья, но и развитую металлургию и как ее часть литье металлов. Здесь же были найдены следы древней обсерватории, что также было сенсационным открытием.

МЕЦАМОРСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УДОСТОИЛСЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ, осознан уникальным памятником не только на территории всего СССР, но и Кавказского региона и Ближнего Востока. В 1968 г. Корюн Мкртчян основал в Мецаморе Музей горной металлургии и плавки металлов, чем пытался показать всему миру, что жители этого древнего поселения трудились в рудниках и занимались плавкой металла еще за 2000 лет до н.э., то есть находились на высоком уровне развития цивилизации. Однако затем музей обрел статус историко-археологического, тем самым затушевав мировое значение и Мецамора, и деятельности Корюна Мкртчяна. Тем не менее музей действует сегодня и с 1993 г. носит имя этого великого ученого.

Корюн Мкртчян родился 20 июля 1928 года в Дилижане, но раннее детство провел в основном в Иджеване, на родине матери Ерануи Эдилян. Его отец Акоп Мкртчян был военнослужащим и спустя несколько лет после рождения сына получил назначение в Тбилиси. Здесь, а затем в Ереване юный Корюн получил школьное образование. По окончании средней школы им. Х. Абовяна он поступил в Ереванский государственный университет, окончил факультет геологии и поступил на работу в Армянское геологическое управление. С тех пор в его научной карьере не было ни минуты покоя. Как вспоминают друзья и коллеги, которым довелось работать с геологом Мкртчяном, он был глубоко привязан к армянской земле, был человеком природы, которую безгранично любил. Всей своей деятельностью он доказывал миру, что армянская земля полна тайн и откровений и Армения, в результате исторических перипетий сохранившаяся на небольшой территории, весьма многообразна и интересна с точки зрения  уникальных геолого-археологических и историко-культурных слоев.

Корюн Мкртчян прекрасно знал армянскую историю и литературу, труды великих соотечественников прошлого: Нарекаци, Туманяна, Севака, Чаренца, изучал древние рукописи, на основе которых выдвинул ряд ценных научных гипотез. Среди них важное исследование, посвященное месту расположения университета "Гладзор". Автор более 40 печатных и стольких же рукописных научных трудов, он поднял отечественную геологическую (и не только) науку на достойный уровень, посвятив ей всю свою жизнь.

В СЕНТЯБРЕ 1988 г. КОРЮН МКРТЧЯН С СЫНОВЬЯМИ-ГЕОЛОГАМИ отправляется в Нагорный Карабах и, предсказав блокаду, предлагает исследовать и запустить в эксплуатацию Магауцкое месторождение угля. Однако проекты исследования и использования недр Нагорного Карабаха, как и многие другие, так и не были реализованы из-за его кончины в 1993 г.

Разрушительное Спитакское землетрясение Корюн Мкртчян  воспринял как личную беду, но в то же время сумел сохранить трезвость и рассудительность, осознавая, что исследование ситуации "здесь и сейчас" поможет извлечь уроки и в дальнейшем избежать повторения подобной трагедии, грамотно, основываясь на профессиональном научном подходе противостоять возможным  ударам стихии. В первые же дни землетрясения он отправляется в Гюмри. Результаты сейсмотектонических исследований, детальных наблюдений, бесед с очевидцами события, сбора всевозможных данных он излагает в объемном отчете из двух частей. Эта его работа была признана одним из профессиональных исследований, сделанных по Спитакскому землетрясению.

'Геолого-тектонические исследования в очаговой зоне Спитакского землетрясения' и 'Спитакское землетрясение. Дневник. 08.12.1988 - 07.03.1989'Как рассказал один из сыновей Корюна Мкртчяна, Ваграм, тоже геолог по специальности, у геологов есть традиция - вести дневник, на страницах которого  детально описывать работу той или иной экспедиции, полевых работ. Заполняются все данные: дата, база, место расположения, описание дорог, наблюдения и т.д. Ход и итоги научной работы конспектируются и преобразуются в официальный научный отчет. Но дневник при этом не теряет своей  актуальности. Именно поэтому было решено издать два труда Корюна Мкртчяна - "Дневник Спитакского землетрясения", находящийся в семейном архиве, и "Геолого-тектонические исследования", легшие в основу отчета и хранящиеся в фонде Института геологии НАН РА. В "Дневнике" члены семьи ученого постарались максимально придерживаться записей, сделанных отцом, слегка отредактировав их. Эта книга вышла в свет на армянском -  языке оригинала. А вот "Геолого-тектонические исследования" было решено издать на русском языке, так как этот труд, предназначенный  для узких специалистов, в частности, сейсмологов, может быть передан в библиотеки бывших республик СССР, поскольку представляет интерес для широкого круга ученых.

"8 ДЕКАБРЯ ЗЛОПОЛУЧНОГО ГОДА ОТЕЦ ОРГАНИЗОВАЛ СЕЙСМОТЕКТОНИЧЕСКИЙ ОТРЯД, и мы направились в зону бедствия, - говорит Ваграм Мкртчян. - Часть наших ребят осталась на месте, чтобы помочь обнаруживать и спасать оставшихся под завалами людей, а другая отправилась выполнять свой профессиональный долг. С 8 по 29 декабря, а потом до конца февраля отец побывал почти в 80 населенных пунктах, охваченных бедствием, расспрашивал жителей и записывал их рассказы в дневник. Он сам составил вопросник, по которому и беседовал с людьми о том, что они чувствовали в канун землетрясения, каковы были сила толчков, направление ударов и волн, количество ударов, какие строения разрушились в первую очередь - жилые, общественные, административные? Он расспрашивал об ощущениях на следующий день после землетрясения, о поведении животных. Вся собранная информация очень полезна с научной точки зрения".

Что касается отчета, то он был сделан за короткий срок и был завершен к концу 1989 г. Его цель - решить в кратчайшие сроки вопрос новой застройки зоны землетрясения с учетом прошлых ошибок и упущений. Он также внес свои обоснованные предложения о том, в какой части Ленинакана резонно начать строительство исходя из сейсмических и других условий.

"Мы решили преобразовать отчет в книгу, изъяв из него чисто геологические данные о проделанной работе. Здесь есть также текстовые приложения - письма, записи и выводы, в том числе адресованные правительству и касающиеся его предложений. Отец описывал также оползни, которые в той или иной местности обнаружились в результате землетрясения. По его мнению, многие здания были построены именно на оползнях, о существовании которых специалисты не знали. Не случайно однотипные здания в других зонах не были повреждены. Отец также выделил около 200 вулканических конов, часть которых использовалась в качестве основы для строительства зданий, что также сыграло  разрушительную роль в ходе землетрясения. Думаю, что нам удалось сделать книгу доступной той аудитории, для которой она предназначена", - сказал Ваграм Мкртчян.

Добавим, что мероприятие в музее "Мецамор" прошло в теплой атмосфере. Был показан фильм о Корюне Мкртчяне, представлены его книги. Многие из собравшихся впервые во всей полноте открыли для себя этого замечательного ученого, преданного своему делу и стране.