УХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ "И.О."
Русский театр готовится к выборам директора
Вчера утром директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна МХИТАРЯН была назначена исполняющей обязанности директора ереванского Государственного русского драматического театра им. Станиславского сроком на один месяц. Такое соломоново решение рассчитано не только на обеспечение в театре адекватных выборов нового директора, но на погашение очередного скандала, который вновь созрел в Русском театре.
У нас уже был повод заметить, что художества недавней культурной власти придется еще долго расхлебывать как власти новейшей, так и культуре в целом. Продолжение сериала не заставило себя ждать.
В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА в рамках реформы институции театральных директоров, а проще - замены профессиональных и испытанных людей на "своих" приказом Лилит Макунц был отстранен от руководства Русским театром Фред Давтян. Очередным театральным "вр. и. о." стал Юрий Игитханян - срок шесть месяцев, а там - как карта ляжет. В конце прошлого месяца срок его врио-руководства истек, и министерство назначило директорские выборы. Игитханян оказался единственным кандидатом, закон о ГНКО исключает отсутствие альтернативы, а значит, выборы не состоялись, де-юре Юра перестал быть директором театра.
Приученные лично Лилит Макунц к мысли, что в театре на все народная воля, работники театра в очередной раз возбудились. Благо есть Фейсбук, и это прекрасная территория для излияния на его страницы результатов своего возбуждения. Кто-то поздравлял Игитханяна - раз нет альтернативы, значит, он безальтернативный директор. Кто-то стенал - уволили-уволили-уволили! В министерство пошли письма с подписями "всего коллектива", что он за, и письма отдельно взятых частей коллектива о том, что они против, а предыдущее письмо подписали исключительно под давлением "всего коллектива"... В общем, очередная народовольческая бодяга, описывать которую давно уже не интересно.
Вчера, через час после назначения Марианны Мхитарян, в Русском театре была созвана пресс-конференция руководства, чтобы оповестить Ойкумену: театру опять мешают жить и наступают на горло демократии.
"Ситуация развивается очень странно. Я то напрягаюсь от нее, то думаю, что к ней надо относиться с юмором… Мы старались жить какой-то счастливой творческой жизнью. Должен сказать: мне несказанно повезло, что рядом со мной оказался такой директор, - хороших директоров единицы! А Юрий Игитханян оказался очень хорошим профессионалом, у нас возникло доверие друг к другу и доверие коллектива. И благодаря этому доверию мы шагали семимильными шагами. За эти полгода удалось очень много - настоящий творческий подъем! Нельзя так себя хвалить, но это факт. Это видно по глазам артистов, членов коллектива. Есть такое понятие - театр-дом, когда все - большая счастливая семья. И очень большая заслуга в этом Юрия Сергеевича Игитханяна. Он добился колоссального экономического роста!.. На моем веку уже было, когда в одном российском театре шли постоянные собрания и выяснения отношений. В результате этот театр умер - туда пришли новые люди. Я не хочу, чтобы умер этот театр. Я хочу, чтобы он радостно и счастливо творчески жил. Я открыт перед коллективом, министерством. Есть какие-то претензии - скажите!" - говорил на этой пресс-конференции художественный руководитель Русского театра им. Станиславского Карен Нерсисян.
ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ семьи счастливы одинаково, но специфика театра-семьи заключается в том, чтобы от его счастья хоть что-то перепадало зрителю… Приведу самоцитату, написанную больше полугода назад в материале, посвященном очередному базару в Русском театре. "Пусть получится у Карена Нерсисяна спектакль "Ромео и Джульетта", который актеры репетируют с невероятным воодушевлением и который станет дебютом режиссера в качестве худрука! Если Нерсисян утвердится как лидер, все успокоится, устаканится, все вернется на круги своя". Увы! Спектакль "Ромео и Джульетта", которого все ждали, исполненные надежд, оказался главным разочарованием уходящего театрального сезона. Действительно, нельзя так себя хвалить, и невероятный творческий подъем, возведенный Нерсисяном в ранг факта, очевиден крайне немногим. Ладно бы только "Ромео и Джульетта"! Но два из трех проектов, взятых Русским театром в планы, вызывают откровенное недоумение у каждого мало-мальски компетентного человека. Как заметил один из них, "это не просто завалить один отдельный спектакль - это "просадить" репертуар на пару лет вперед".
Печально! И перед этой печалью пасуют все хозяйственные достижения Юрия Игитханяна, которые, безусловно, есть, и их немало. Отрадно на этом фоне то, что в наше размазанное по денежной купюре время критерием работы театра в первую очередь остается качество спектаклей, а не количество оптимизированных рабочих мест.
Отрадно и то, что в руководстве министерства "и культуры" появились наконец люди, стремящиеся решать вопросы с позиций профессионализма и законности, а не всенародного вече. Тренд на коллективный разум, будем надеяться, отступает, уступая место отдельно взятым мозгам и здравому смыслу в отдельно взятых головах, по крайней мере в части культуры. Это обнадеживает.
"МЕНЯ ВОЗМУЩАЕТ стремление решать вопросы таким образом. Чем занят Русский театр в те дни, когда ушел из жизни их ведущий, во всех смыслах заслуженный артист! У нас с Игитханяном была назначена встреча. Он пришел на нее не один - привел в министерство весь технический состав, чуть ли не всех электриков и бутафоров, которых я, естественно, не принял! Сколько можно! Кандидатура Марианны Мхитарян - мой личный выбор. Это человек, который буквально вырос в этом театре, а ее деятельность за последние годы в качестве директора монофестиваля доказала, что она прекрасный организатор. А речь идет о назначении на месяц, чтобы были проведены нормальные, полноценные выборы. Разве кто-то запрещает или мешает Юрию Игитханяну в них участвовать? Почему требования закона вызывают такое неприятие?" - говорит замминистра по вопросам культуры Ара Хзмалян.
Его решение о назначении Марианны Мхитарян действительно мудрое, снимающее многие напряги. Марианна действительно, простите за пафос, дитя этого театра, унаследовавшая любовь к нему от матери, знаменитого театрального критика Маргариты Яхонтовой, не только служившей в Русском театре, но и служившей Русскому театру, а достижениями фестиваля ARMMONO не может похвастаться ни один другой наш театральный фестиваль. Кстати, со вчерашнего дня к Марианне Мхитарян идут поздравления по поводу назначения - естественно, в том числе и от тех членов "всего коллектива", которые любят писать письма… Такова, как известно, специфика коллективного разума и загадочной коллективной души. Хотя назначение-то сроком на один месяц... А там посмотрим. Непременно посмотрим.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-24 10:30
Не будь Пашинян в такой степени алчным, ушел бы в отставку красиво: провел бы свободные и справедливые парламентские выборы (досрочные или очередные), которые завершились бы поражением ГД. Таким способом он умыл бы руки, вынудив победителей ликвидировать последствия всего, что натворил за 6 лет. В том, что ГД проиграет свободные и справедливые выборы, нет никаких сомнений, это очевидно, как Божий день! Увы, Пашинян не планирует законный способ ухода с политических подмостков, в его планах - обеспечить воспроизводство ГД в качестве парламентского большинства и себя, любимого, в кресле премьер-министра, причем, любой ценой!
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".