КОГДА-ТО В ШИРВАНЕ ЖИЛИ АРМЯНЕ...
Юрий Александрович Багдасарян не принадлежит к числу профессиональных историков. Он долгие годы преподавал математику в Баку, был завучем школы, методистом. В 1988 году успел переехать в Ереван, организовал в школе N55 (им. Чехова) математический кабинет, уникальный в масштабах республики. В 2002 году вышел на пенсию, но с бумагой и пером не расставался. Написал книги об армянах Баку, крушении СССР, художнике Борисе Шахвердяне. Недавно вышла в свет еще одна - "История Ширвана и его армянства". Издание спонсировал Паруйр Эфендян. Книгу рекомендовал к печати завотделом христианского Востока Института востоковедения НАН РА доктор исторических наук Алексан Акопян.
ШИРВАН - это часть исторического Агванка, которая на протяжении веков переходила из рук в руки в результате столкновения интересов Византии, Персии, арабов, Турции, России. Шамахи (в русской версии - Шемаха) была длительное время главным городом Ширвана. После присоединения этой части Персии к Российской империи Шемаха стала центром одноименной губернии. Однако из-за разрушительного землетрясения 1859 года губернский центр перенесли в Баку. Тем не менее жизнь на левобережье Куры в среднем течении реки не заглохла, и обосновавшиеся здесь с незапамятных времен армяне и таты продолжали заниматься земледелием и скотоводством, а в Шемахе, несмотря на очередные землетрясения (1869, 1871, 1902), люди отстраивали и развивали свой город. Однако этническая картина на всем левобережье постепенно менялась в пользу мусульманского элемента.
В кратком историческом очерке в начале книги Ю. Багдасарян представляет основные события в Ширване - от раннего средневековья до конца XX века, ознаменованного полным изгнанием армян из родных мест. Да, родных. Потому что они и таты были аборигенами этой территории. До относительно недавнего времени многовековой армянский след (кладбища, хачкары, церкви) можно было показать любому эксперту, доверяющему античным и средневековым историкам, а не сегодняшним азербайджанским фальсификаторам. Но стоит ли удивляться, если позиционирующая себя хранителем мировых культурных ценностей организация под названием ЮНЕСКО проводит сессию в Азербайджане, который не так давно стер с лица земли тысячи армянских хачкаров Нахиджевана...
АВТОР приводит некоторые цитаты из нейтральных европейских источников. Так, венецианец И. Барбаро (1413-1494 гг.) свидетельствует, что в большинстве из 4-5 тысяч домов Шемахи проживали армяне. Английский путешественник Э. Дженкинсон (1529-1611 гг.) говорит то же самое. А вот в 1851 году из 20 тысяч населения города уже 11748 - мусульмане (главным образом персы), 6238 - армяне, 1585 - русские, 488 - молокане. Процесс постепенного вытеснения христианского элемента успешно продолжился в советский период и увенчался победой в годы распада СССР, когда после погромов в Сумгаите армяне Ширвана не стали дожидаться своей очереди.
Сколько их там было и где они проживали? Ответы на эти вопросы содержатся в главах об армянонаселенных районах левобережья Куры (Геокчай, Шаки, Исмаили, Аксу, Шамахи, Мадраса). Багдасарян последовательно рассказывает о деревнях, где бок о бок проживали армяне и таты, приводит статистические данные, исторические эпизоды, образцы фольклора, фотографии, развенчивает попутно бредни азербайджанских фальсификаторов, констатирует, что многие таты сегодня переименованы в азербайджанцев и отдалились от родных корней, а политический курс наших восточных соседей весь советский период преследовал одну цель: изгнать "чужаков" с доставшейся им волей обстоятельств земли.
Особое место в книге уделено Мадрасе, самому большому армянскому селу, расположенному в 7 км от Шамахи, в лесистой местности со множеством родников. Церковь Сурб Аствацацин была тут уже в 1403 году. В селе выписывали и читали газеты, Мадраса по своему уровню развития была ближе к городу, чем к деревне. К концу XIX века здесь проживало 3600 человек. Сельчане говорили на двух языках: армянском и татском (разновидность фарси). В 1988 году в декабре между руководителями Араратского района Армении и Шамахинского района Азербайджана была достигнута предварительная договоренность об обмене сел Мадраса и Шидлу. На прощание мадрасинцы взяли на память горсть родной земли, а школьники нарисовали снаружи на стенах школы буквы армянского алфавита. Говорят, там ныне обосновались месхетинские турки.
Новая Мадраса называется Дпреванком. Автор книги побывал здесь, побеседовал с переселенцами. Часть из них не осталась в Армении, рассеялась, уехав в Россию и на Украину.
В качестве примера несколько слов о семье Николая и Лусине Авагимовых. Муж был партийным работником, секретарем Шамахинского райкома, жена - оперной певицей. Дочь, Донара, окончила филфак и консерваторию, сын Константин - композитор. Жили в Баку. В канун погромов семья, оставив все, бежала в Армению. Родители похоронены в Ереване. Константин умер в 62 года. Его семья ныне в России, а семья Донары, несмотря на все тяготы, осталась в Ереване. Донара работает в "Голосе Армении", а ее внук Артур добился впечатляющих успехов в международных конкурсах исполнителей на духовых музыкальных инструментах, поступил в консерваторию.
ДПРЕВАНЦЫ стремятся сохранить традиции, обычаи, говор. Гордостью Мадрасы было ее знаменитое вино, известное во всем Закавказье. Азербайджанцы присвоили этот бренд себе и уверяют, что выпускают его с VII века. Врать так врать... В Дпреванке выпускается замечательное, не уступающее аналогу вино с одноименным названием, на этикетке изображена оставшаяся в плену церковь Мадрасы.
Большой интерес представляет вторая часть книги, своего рода биографический словарь, в котором представлены известные политические и государственные деятели, люди науки и культуры, чьи корни восходят к Ширвану. Их, оказывается, великое множество. Один из бакинских комиссаров, Арсен Амирян, и его брат, член АРФД Тадевос Амирян, генерал-лейтенант Мовсес Силикян, комдив Симон Закиян, изобретатель цветного телевидения Ованес Адамян, первый зампред Совмина Армении Сурен Мовсесян, писатели Артюр Адамов, Костан Зарян, Нора Адамян. Имя классика Александра Ширванзаде говорит само за себя. Из Шамахи родители выдающейся оперной певицы Надежды Папаян (1868-1906 гг.), артистки Мариинского театра. В Шамахи родился великий трагик Ованес Абелян, в селе Керкендж - отец юмориста Евгения Вагановича Петросяна. Старшее поколение наверняка помнит актера Владимира Татосова по яркой роли Хачьяна в фильме "Путь на арену". Он, кстати, несмотря на солидный возраст (1926 г. р.), здравствует. А выдающийся дирижер народный артист СССР Микаел Тавризиан... Фамилий много, я привел только самые известные, и то не все. Автор в ряде случаев не ограничивается сухими биографическими данными, а касается попутно ярких, характеризующих личность эпизодов, и это обогащает текст.
Объем книги "История Ширвана и его армянства" составляет 25 с половиной печатных листов. Проделана большая работа с использованием многочисленных источников, рассказывающих об истории древнего края. Найдутся люди, которые заметят: ну и что толку, если сегодня все это в чужих руках? Они не правы. Историю во всех случаях нужно знать, чтобы извлекать из нее уроки на будущее. И не повторять ошибок, идя на поводу у бездушного, расчетливого и циничного мирового сообщества, которое фарисейски призывает народы к миру. Что еще предлагают нам отдать, чтобы утолить аппетит соседей? Впрочем, вопрос излишен. Ведь "миролюбивые" наши соседи (что им левобережье Куры?) нацелились на "Иреван", то бишь левобережье и правобережье реки Раздан... Может, согласимся и помиримся? Мировое сообщество будет в восторге.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".