Последние новости

ВКУС АБРИКОСА КИТАЙСКОЙ КИСТЬЮ

О благотворном, очищающем воздействии искусства людям было известно задолго до того, как Аристотель ввел термин "катарсис". Искусство как неотъемлемая потребность души сопровождало всю историю человечества, об этом свидетельствуют археологические находки, возраст которых насчитывает тысячелетия.  Но проходили века, и лишь в конце ХХ века возникло направление артпедагогика, основанное на слиянии педагогики и искусства, изучающее возможности развития личности через прекрасное.

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, доцент кафедры психологии РАУ, член Международного фонда армянских художников и Международного союза художников Эстонии Ануш БАБАЯН - человек необычный. С детства, ощущая великую силу слова, она выбрала специальность филолога, сначала работала в школе, где не только учила языку и литературе, но и проводила литературно-музыкальные вечера, организовала Театр поэзии. Сочетая возможности разных видов искусства, она стремилась открыть для своих учеников мир прекрасного, пробудить интерес к искусству, научить их его понимать, сделать  неотъемлемой частью жизни. И это ей удавалось.

Доцент кафедры психологии РАУ, член Международного фонда армянских художников и Международного союза художников Эстонии Ануш БабаянНо жизнь сложилась так, что работу в школе пришлось оставить. Муж-дипломат получил назначение в Белоруссию. А жена дипломата - своего рода профессия. То, что со стороны кажется привлекательным, в реальности связано с множеством обязанностей и ограничений, в том числе и в  плане работы. Но, будучи человеком энергичным и деятельным, ограничить свою жизнь формальным участием в приемах и мероприятиях Ануш не могла. Став вице-президентом по культуре Минского международного женского клуба жен послов и иностранных представителей, она осуществляла образовательные и культурные проекты, в которых представляла Армению на телевидении и радио, в печатных СМИ и  университетах. Участвуя в цикле передач "Кулинарная дипломатия" на первом белорусском канале, она не только учила готовить армянские блюда, но и рассказывала о культуре и традициях своей страны, вела "Лингва-клуб", организовывала круглые столы, творческие встречи с преподавателями и студентами вузов Минска,  концерты с участием более 55-ти стран, принимала участие в благотворительном проекте "Посол добра" и издании книги "Страны и народы мира", в международных научно-практических конференциях.

   ВО ВРЕМЯ ОДНОГО ИЗ МЕРОПРИЯТИЙ к ней подошла белорусская художница Марина Эльяшевич, работавшая на рисовой бумаге китайской кистью, и предложила научить рисовать. Привлекательное предложение Ануш озадачило. Она никогда не задумывалась об этой возможности, не была уверена в своих силах, но Марина настаивала, дала ей кисти и тушь, более того, сумела убедить Ануш в том, что через девять месяцев у нее будет выставка. Слова оказались пророческими.

'Молитва'Первая выставка работ Ануш Бабаян, которую она назвала "Вкус абрикосовой страны", прошла в фойе Музыкального театра Минска и вызвала большой интерес не только посетителей, но и критиков, неожиданно ощутивших вкус абрикоса. Никто не мог поверить, что начинающая художница нигде не училась. Выражение: "Восток - дело тонкое" имеет множество подтверждений. От художника, следующего китайской традиции, требуется соблюдение множество разных условий. Это выполнение особых упражнений, полный запрет на отрицательные эмоции во время работы, даже определенная поза. Стараясь изо всех сил, Ануш поняла, что это сродни педагогической деятельности.

В общей сложности в Минске прошло 7 персональных выставок Ануш Бабаян. Их названия - "От Арарата до Карпат", "Под звуки дудука" и др. - свидетельства того, что она никогда не расставалась с Арменией.

Многие ее работы теперь представлены в государственных учреждениях Минска -  Государственном музыкальном театр, Музее им. Янки Купалы, Международном доме дружбы, Государственном лингвистическом университете, холдинге "Минск-Новости", а также в частных коллекциях США, Японии, Франции, Индии, Италии, Ирана, Сирии, Палестины, России, Казахстана, Грузии, Таджикистана,  Венесуэлы, Кубы…

 'Лики любви' Потом, уже после возвращения в Армению, у Ануш было 7 персональных выставок в Ереване, в том числе  в Арт-аквариуме РАУ, в Государственной картинной галерее Армении, ЕГУ, в Министерстве диаспоры, в Музее современного искусства и др.  Ануш не рисует с натуры, она, выражаясь ее же словами, "мыслит глазами, слушает сердцем, а говорит душой". По-другому не получается. Судьба подбросила ей китайскую кисть, она сумела ее поймать и  выплеснуть на бумагу то, что волнует душу и теребит ум, выразить  то, что  не облекается в слово.

ПОСВЯТИВ СЕБЯ АРТПЕДАГОГИКЕ, Ануш долгие годы, изучала процесс творчества,  пыталась понять его суть. Это было совершенно необходимо, чтобы те, кто слушают ее лекции, смогли глубоко воспринять сказанное. Не случайно на Востоке считается, что автор и зритель - равноправные участники творческого процесса. "Серебряный век" российской поэзии для Ануш - территория особой любви.  Но как донести и заставить прочувствовать формы и образы прошлого наших молодых современников, куда более прагматичных и достаточно далеких от мира поэзии? Нужно искать новые формы и выражения, аналогии…

Долгие годы она пыталась расшифровать фразу Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь".  И, наконец, поняла, возможно, что-то свое,  нашла ключ к раскрытию многих символов и загадок поэзии, а китайская кисть стала для нее инструментом синтеза таких непохожих культур и направлений искусства, в основе которых, пусть подсознательно,  тем не менее, лежит единая цель - дать человеку новые душевные силы, помочь стать лучше, реализовать свое истинное, высокое предназначение.                     

 'Суть Сущего'Каждое время ставит свои проблемы. Конец ХХ - начало ХХI века - время особое.  Достижения науки не только расширили наши представления о мире, свойствах материи, способствовали развитию всех сфер профессиональной деятельности, сделали более комфортной нашу повседневную жизнь, они поставили перед человечеством массу новых, чрезвычайно сложных проблем. Основная опасность состоит в том, что в большинстве случаев угрозы слабо распознаются. И снова приходит на ум значение слова. Что и как мы называем? Какой смысл вкладываем в те или иные слова? Часто ли мы задумываемся о том, почему так много слов и высоких значений незаметно уходят из современной  системы ценностей, а означающие их слова -  из повседневного языка.

Почему слово честь, так много значащее для человека нескольких последних столетий, практически выпало из  лексики современников? Почему высокое и обязывающее понятие дружбы буквально на глазах вытесняется перепиской в Фейсбуке, а знания - информированностью? Великий Гете, живший задолго до последних технических революций, предупреждал о необходимости связи науки с искусством, чтобы наука приносила человечеству пользу и радость. Традиции воздействия на личность искусством существуют во многих культурах, они сильны и в армянской.

КАК ЗАЩИТИТЬ ЧЕЛОВЕКА от негативных воздействий, сохранить его бесценную душу, научить  адекватно оценивать окружающих и  себя, находить правильные решения?  Входя в аудиторию, общаясь с молодым поколением, Ануш Бабаян постоянно ставит эти задачи, ищет ответы на вечные вопросы, которые сегодня приобретают особую актуальность. 

Методика, которую использует Ануш Бабаян, построена на рефлексиях и развитии интуиции, воображения. Это попытка обратить человека к своему внутреннему миру, опыту жизнедеятельности, процессу преодоления трудностей, осмыслению и переосмыслению ценностей. Прошли тысячи лет, но фраза на храме Аполлона "Познай самого себя" не утратила актуальность. Но как найти в себе силы на это познание? Как преодолеть массу несовпадений с системой ценностей и, осознав собственное несовершенство,  суметь понять и простить, оценить других, их мотивации и поступки?  И тут снова приходит на помощь искусство, скорее - его синтез, если так можно выразиться, взаимоподдержка.

Там, где не будет услышано слово,  встревожит, разбередит душу музыка и даже боль окажется признаком жизни, стимулом к ее продолжению. Форма и цвет в изобразительном искусстве подскажут мысль, нередко решение. И  этот синтез прекрасного сможет пробудить новое творчество, творчество жизни, помогающее преодолеть массу проблем, оценить то, что имеешь, ощутить вкус абрикоса, изображенного на картине.

 Для Ануш Бабаян  артпедагогика - не просто сфера профессиональной деятельности. Это призвание, даже долг перед теми, кто только вступает во взрослую жизнь, в которой так много вопросов и мало ответов. Но их надо найти…

Основная тема:
Теги:
  • Владимир 08-Авг-2019
    Повезло тем, кто кто учится у Ануш Бабаян
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
    2024-11-21 09:52

    В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

  • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
    2024-11-19 09:31

    В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

  • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
    2024-11-15 10:26

    В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

  • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
    2024-11-02 10:13

    В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
    2023-08-26 10:35

    Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

  • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
    2023-08-01 09:15

    "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

  • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
    2023-07-01 09:54

    Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

  • «БРУТ» ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ
    2023-05-26 11:20

    Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство  гончарного дела и керамики.