Последние новости

ИЗБРАННЫЕ НАРОДОМ ИГНОРИРУЮТ МНЕНИЕ НАРОДА

"Общество имеет право знать самого себя, и это касается любой темы, а не только отношения к властям", - констатирует в интервью "ГА" президент Армянской социологической ассоциации академик Геворг ПОГОСЯН.

- Геворг Арамович, на днях большой ажиотаж вызвала информация о соцопросе, проведенном армянским представительством GALLUP International Association, по результатам которого 85% населения Армении одобряют деятельность премьер-министра Никола Пашиняна. Учитывая реалии, мало кто поверил в эти цифры, называя опрос фейковым. Что скажете вы?

- Давайте попробуем охватить саму тему несколько шире. Дело в том, что коронавирус внес серьезные изменения, и не только в экономике или медицине, но и в социологии. По понятным причинам все мои зарубежные коллеги перешли на телефонные опросы. В чем, однако, проблема? Например, сегодня в США уже готовятся к ноябрьским президентским выборам, и сейчас там практически еженедельно проводятся соцопросы, выясняющие рейтинг Трампа и Байдена, и этим заняты несколько крупных социологических фирм. То есть дело поставлено на конвейер. Я это подчеркиваю потому, что у нас соцопросы проводятся от случая к случаю, один раз, скажем, в ноябре, другой - в июне. Это не дает полной и реальной картины. Нужен мониторинг хотя бы в месяц раз, если не еженедельно.

Второй нюанс касается телефонной формы опросов. Я всегда был против телефонных соцопросов, хотя мы ими занимались достаточно долго и много. Так или иначе, при подобном опросе существует специальная техника для автоматического набора номеров, выбор которых, понятно, должен быть случайным. Чисто технически для этого есть специальные устройства, которые подключаются к компьютеру, вводится телефонная база данных, и компьютер по случайному отбору сам набирает тот или иной телефонный номер. Но, во-первых, это особая техника, во-вторых, чтобы ею пользоваться, нужно обладать базой данных. Когда в начале 90-х годов прошлого века мы занимались телефонными соцопросами, мобильные телефоны не были так распространены, как сегодня, основной была фиксированная связь, то есть обычные домашние телефоны. Была база данных, и ты по номеру мог определить, звонишь ты, скажем, в Чаренцаван или Джермук. Сейчас подавляющее большинство людей пользуются мобильной связью, многие вообще отказались от фиксированной связи. И звоня по мобильному, ты не знаешь, в какой район звонишь. Кроме того, сегодня в Армении действует несколько операторов связи, что означает несколько разных баз данных.

- И все надо скомпоновать, обеспечить случайный отбор по разным телефонным базам, да еще понять, куда ты звонишь географически? Ведь номер мобильного не дает представления, живет абонент в Ереване или в Ехегнадзоре…

- Совершенно верно. Словом, тут есть много технических проблем. Другой момент, который надо учитывать: любой телефонный опрос выдерживает не более 10 минут, потом люди либо бросают трубку, либо придумывают повод, чтобы прекратить разговор. И есть еще психологический фактор, из-за которого многие специалисты не придают телефонным опросам серьезного значения. Ты не знаешь, с кем говоришь, полагаясь на информацию респондента о самом себе. К тому же любая методика соцопроса предполагает, что отвечает один человек, рядом больше никого нет. Но при телефонном опросе никогда нельзя быть уверенным, что около респондента не находятся еще люди или он не сидит в офисе рядом с сотрудниками, при которых ему не очень удобно говорить. То есть здесь и анонимность сильно нарушается, и искренность ответов. Плюс чисто специфический армянский фактор. Наше "бархатное" правительство заявило, что соответствующие инстанции получили право прослушивать любые разговоры, в результате чего у людей такое впечатление, что всех повально прослушивают. Это также не способствует честности и искренности ответов при телефонном опросе.

- Что конкретно вас смущает в результатах вышеупомянутого опроса?

- Кроме всех перечисленных научно-методологических нюансов, непонятно - сколько человек было опрошено, была ли представлена вся Армения или только Ереван, кто заказчик, какова цель опроса? Я не видел такой конкретной информации - только несколько опубликованных цифр, что не есть нормально. Кроме того, обычно у нас соцопросы проводят несколько фирм, что дает возможность сравнить результаты. Если это делается на регулярной основе, можно увидеть определенную динамику. В любом случае в любой стране результаты соцопроса вызывают и будут вызывать сомнения у граждан. Но, если они проводятся на регулярной основе, разными фирмами, с разными заказчиками и результаты у всех выходят примерно одинаковые, тогда больше доверия к тому, что опрос репрезентативный. К тому же в любом соцопросе должны быть представлены все марзы, городское и сельское население, выборка должна быть проделана так, чтобы она не отличалась от генеральной статистики - речь идет о количестве мужчин и женщин, представленности по возрастным категориям. В контексте же телефонных опросов, повторюсь, возникает масса вопросов по всем этим пунктам. И самое главное - это то, что при телефонных соцопросах очень много отказников, то есть люди просто не хотят отвечать. В итоге получается смещение - ты фактически беседуешь только с теми, кто готов и намерен отвечать, а это, как правило, люди с особой ценностной и политической ориентацией.

- А ведь сегодня при наличии стольких острых проблем и, мягко говоря, далеко не спокойной атмосферы в обществе действительно очень хотелось бы знать, что наши сограждане думают по тем или иным актуальным темам. Почему наши социологи не проводят того самого постоянного мониторинга, о котором вы говорили, - нормальных, профессиональных соцопросов?

- Я абсолютно согласен с вашей формулировкой. Конечно, общество имеет право знать самого себя. Причем это касается любой общественно важной темы, а не только отношения к властям. Скажем, проблема Амулсара или повышения налога на недвижимость и т.д. - по любому вопросу общество имеет полное право знать отношение своих граждан. А не проводится у нас соцопросов на перманентной основе по той простой причине, что в Армении нет частных фондов, которые бы их финансировали. А государство этого не делает. Ни одно из наших правительств начиная с 1991 года не финансировало соцопросы. Речь идет не о закрытых социсследованиях для служебного пользования, а именно об опросах для широкой общественности. В итоге общественность лишается права узнать собственное мнение. И это большой пробел маленьких полудемократических, в основном авторитарных стран, каковой пока еще является Армения, причем день ото дня с ухудшающимся диагнозом.

- Получается, нашим постреволюционным властям тоже не интересно, что думает народ по тем или иным вопросам, хотя на старте "революции любви и согласия" Пашинян и его команда без конца говорили, что отныне в Армении все решает народ, без народа никуда? Да и сейчас говорят.

- Так и есть - избранные народом игнорируют мнение народа. Вообще скажу по своему опыту: за 30 с лишним лет порядка 95% опросов, проводимых конкретно нашей ассоциацией, финансировались или заказывались из-за рубежа. Сейчас таких заказов нет, потому что мир занят коронавирусом, все страны занялись своими проблемами, поэтому до нас им особо дела нет. А вот почему в столь сложный период внутри Армении тому же правительству, партиям и т.д., не до социологии, способной дать наглядную картину общественных настроений по ключевым, животрепещущим темам, - это большой вопрос. Причем я имею в виду серьезные исследования, результаты которых потом бы публиковались, а не прятались под сукно…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ