Последние новости

В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ…

Из журналистского блокнота

Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком, увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное… Конечно, там, где можно, стоит ехать в машине, но очень медленно, с открытыми окнами, вдыхая освежающий запах трав. Это дает ощущение простора вместе с ветром, бьющим в лицо и грудь.

В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ я взяла себе за правило посещать те места, где когда-то были памятники. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них. Иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части, а порой получаешь и великолепные сюрпризы. Таким подарком явилось для меня путешествие на таинственный холм Уши, который венчает развалины древнего архитектурного комплекса.

Сюда я впервые попала около двадцати лет назад благодаря доктору архитектуры, основателю фонда по изучению армянской архитектуры, истинному патриоту Армену Ахназаряну, который приехал к нам из Германии и многое сделал для того, чтобы не дать окончательно исчезнуть нашим историческим памятникам культуры.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 1Любовь к родине - не простые слова

Огромное научно-исследовательское наследие Армена Ахназаряна равнозначно его человеческому авторитету. Наверное поэтому после ухода из жизни его так остро не хватает всем. В чем секрет?

ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ЧЕЛОВЕК ПО СУДЬБЕ, ПО ВРЕМЕНИ, в которое ему довелось родиться и какое довелось пережить, настоящий стоик. Это про него можно смело, без натяжек, сказать: верность духовным ценностям способна пересилить любые испытания. Его служение культуре - пример того, как надо справляться с самыми невероятными превратностями судьбы. Во-вторых, ему удалось сделать невозможное: привлечь широкий круг людей к предмету своих исследований, сделать их соучастниками. И в-третьих, его манера общения, убедительность и авторитет не позволяли ни одному государственному мужу пренебречь его мнением или советами.

"Армен Ахназарян, пронизанный безграничной любовью к Родине, чувствующий долг перед своим народом, стал предтечей и опорой той миссии, благодаря которой тысячелетиями незыблемо стоял храм национальной самобытности" , - писал в своем очерке об Ахназаряне М.Ашчян.

Родился Армен Ахназарян вне своей исторической родины – в Иране. Интерес же к амянской архитектуре, он проявил еще в годы учебы в Ахене (Германия), где он изучал градостроительство. Его взгляд и сердце на каждом шагу были прикованы к армянской земле, к руинам храмов и крепостей. Это чувство, впитавшееся в душу, ставшее ее плотью и кровью, сопровождало А. Ахназаряна на протяжении всей жизни, до самой кончины (2009г.).

Свое исследование армянских памятников Армен начал с Западной Армении. В 1970 году он совершил путешествие в страну, богатую памятью о предках. Его отец, родом из Агулиса, был единственным, оставшимся в живых из многочисленного рода, выдворенного с родной земли вследствие геноцида. Конечно, все, чем занимался Ахназарян, требовало немалых средств. В этом ему помогал физик из Нью-Йорка Вазген Барсегян, благодаря материальной поддержке которого он совершил шесть путешествий в Западную Армению, каждое из которых длилось по два месяца. Понимание и поддержку Армен Ахназарян находил и дома. Его жена, немка по национальности, архитектор Маргарит Ахназарян, видя тревогу мужа, однажды сама предложила продать дорогое обручальное кольцо и тем самым обеспечила ему одну из его экспедиций. После шести поездок в Турцию, Ахназарян был объявлен " персоной нон грата" и лишился возможности лично участвовать в экспедициях. В 1982 году он основал в Ахене общественную организацию по изучению армянской архитектуры, которая была зарегестрирована сначала в Германии, затем в США и Армении.

АРМЕНИЮ АРМЕН АХНАЗАРЯН ВПЕРВЫЕ ПОСЕТИЛ в начале 80-х годов. Вазген Барсегян из Нью-Йорка взял на себе финансирование публикаций богатых материалов по армянской архитектуре в виде микрофильмов. Во многом содействовал работе Ахназаряна и начальник Главного управления по охране и использованию памятников истории и культуры при Совмине Армянской ССР Григор Асратян. Было принято решение издавать микрофильмы единственным, современным научным печатным способом, включая в тома коллекций фотографии обмеров. С 1983 по 1989 г. издано 7 томов, где ответственным за внушительную часть материалов являлся Армен Ахназарян.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 2В те же годы мне не раз приходилось встречаться с этим уникальным человеком, посещать некоторые храмы, которые без него я, видимо, никогда бы не увидела. Ахназарян умел слушать звуки, исходящие из вековых пластов земли, камня, от окружающих равнин и гор. Он изучал каждый, даже небольшой фрагмент храма, буквально каждый выступ. По его словам, они могли рассказать о строительных приемах древних, раскрыть тайны недостающих деталей, стереть белые пятна в понимании архитектуры края. Он старался, чтобы возвращение храму его первоначального облика было основано на надежном, всестороннем знании – историческом и искусствоведческом, архитектурном и чисто строительном. Каждая поездка с Ахназаряном и его коллегами по историческим местам (их, к сожалению, было не очень много) открывала что-то новое, одаривала самыми разнообразными впечатлениями. И что удивительно? Не меньше самих памятников - уникальных творений рук человеческих, поражал окружающий их эпический пейзаж, который так хорошо сочетается с формами древнейших храмов. Одно из самых ярких давних впечатлений – путешествие на

Таинственный холм Уши

…Всего 8-10 километров от Аштарака до села Уши, вернее до холма, который венчают развалины древнего архитектурного комплекса. Провожают нас памятники Аштарака: они то открыто смотрят с высоты, то, мелькнув, прячутся в гуще застройки. Вот за поворотом появился гигантский хачкар и тут же исчез в зелени садов.

В МАШИНЕ НАС ПЯТЕРО: ВОДИТЕЛЬ ХОРЕН, знающий в этом регионе каждый камень, тогдашний начальник республиканского Управления по охране историко- культурного наследия Гагик Гюрджян, Армен Ахназарян, архитектор-эколог Карине Акопян и я, примкнувшая к великолепной четверке.

Разговор, начатый еще в Аштараке, продолжается. Оживленно споря, мы одолеваем крутой подъем. Ощущение, будто машина ползет прямо в небо. Того и гляди - перевернется. Зато и приз после легкого испуга хорош: перед нами живописный холм, напоминающий громадный ковчег, открытый всем ветрам.

На вершине - особый мир: тебя охватывает свежесть, чувство простора, ветер хлопает крыльями за спиной. Пряно пахнет какой-то особой травой. Этот холм держит весь окружающий ландшафт. Как декорации к античному спектаклю, разворачиваются остатки монастырского комплекса - руины церквей: одна из них XIII века, другая - еще более раннего периода; часть притвора в высоту с человеческий рост, полуразрушенная крепостная стена с башнями и остатки других помещений. Кстати, притвор своим внешним видом напоминает притворы Оганаванка и Сагмосаванка.

Согласно преданию, Месроп Маштоц привез туда из Персии останки Святого Саркиса (Саргиоса), принявшего там мученическую смерть. Когда-то монастырь Св. Саркиса являлся религиозным и просветительским центром. Величественное сооружение почти полностью превратилось в руины после разрушительных землетрясений 1679 и 1827 годов. С 2000-го года здесь проводились реставрационные работы, которые так и не были завершены. Сотрудники института археологии и этнографии РА вели здесь археологические работы, которые из-за финансовых затруднений были приостановлены и возобновились лишь в 1999 году - при помощи и поддержке архиепископа Шаге Ачемяна. В археологическую экспедицию входили архитектор Григор Кафадарян, доктор исторических наук, директор ИА Арам Калантарян, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, руководитель экспедиции Фрина Бабаян и другие.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 3Обретет ли комплекс свою былую красоту- трудно сказать. Пока археологи извлекают из земли буквально каждый выступ на нем, каждый недостающий фрагмент. Подмяли под себя землю обломки рухнувшего свода. Камни не разъединились от падения и удара об землю, остались навечно скрепленными известковым раствором. От них веет древностью. Все здесь говорит о начале, об истоках.

МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ПОВЕДАЛИ АРХЕОЛОГИ. К раскопкам в Уши они приступили, имея за плечами огромный опыт работы. В их трудовом активе десятки других объектов, которым они помогли раскрыть свою тайну. Фрина Бабаян ,например, работала в различных районах Армении-Лчашене, Кармир-Блуре, Двине, Ариндже.Вела она раскопки и на Крымском полуострове близ города Старый Крым на территории армянских монастырей Сурб-Хач и Святого Степаноса. Огромную работу проводит архитектор Григор Кафадарян: занимается раскопками, осуществляет обмеры, которые станут основой проекта реставрации.

Очистительные работы проведены под крепостной стеной, которая была построена в XVII веке вардапетом Восканом Ереванци.В результате раскопок открывается колокольня, о которой не сохранилось сведения, однако найдена надпись, в которой имеются данные о постройке колокольни.

Предполагается, что одна из церквей построена на месте языческого храма. После принятия христианства языческие храмы разрушались. Если раскопки обнаружат капища, жертвенники и другие свидетельства язычества, то предположение подтвердится.

Орнаментальные камни различного назначения свидетельствуют о том, что храм был богато украшен рельефами. В районе Арагацотна он являлся одним из уникальных памятников. Найдено много хачкаров, обломки керамических чаш, кувшинов, карасов.Найден также небольшой каменный макет одной из церквей. Это уникальная находка, поскольку купольная часть до сих пор была неизвестна.

Стоя на вершине, рассматривая аккуратно сложенные камни, я думаю, какие огромные силы и средства нужны для реставрации. Возможно ли это в ситуации социально-экономической нестабильности?

...Спускаясь с холма, я пожалела о том, что с нами не было оператора. Здесь можно было снять фильм: одна картина сменяет другую, и трудно определить, какая лучше. Назвать бы все это вечным покоем. Но сама картина не вызывает тоски-это, скорее всего, торжество радости. Она звучит даже тогда , когда небо покрывается сине-лиловыми тучами, которые прорезают резкие ослепительные молнии, и по земле, камням, нашей машине начинают стучать крупные горошины дождя. Холм остается позади, но он притягивает и заставляет снова вернуться.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВЕРИЛ В СЧАСТЛИВЫЕ КОНЦЫ
      2024-10-12 10:34

      12 октября текущего года Ролану Быкову исполнилось бы 95 лет Режиссер, актер театра и кино, он завоевал всеобщую любовь. Но в Армении его любили особенно. За прекрасные фильмы о детях, запоминающиеся актерские работы, за верную дружбу с нашей республикой и ее кинематографистами.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛЕТА "АНТУНИ"
      2024-10-05 10:43

      На сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова состоялась из ряда вон выходящая премьера. Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без звездных имен авторов спектакля (либретто Владимира Шахназаряна по теме "Несмолкаемой колокольни" Паруйра Севака, балетмейстер-постановщик Максим Мартиросян, дирижер-постановщик Яков Восканян) и уникальных декораций Минаса, которые иначе, как прекрасными, не назовешь, балет-оратория "Антуни" Эдгара Оганесяна вернулся туда, откуда начал свое шествие на сцене. Этим спектаклем театр отметил знаменательную дату -155-летие со дня рождения великого Комитаса.

    • НАПОЛНЕННОЕ МУЗЫКОЙ ПРОСТРАНСТВО
      2024-09-23 10:05

      В наше непоэтичное время, несмотря на разбушевавшиеся горячие точки во всем мире, парадоксальным образом интерес к художественной и музыкальной культуре не уменьшается, а, напротив, обнаруживает стойкую тенденцию к дальнейшему увеличению. В дни спектаклей и концертов все залы театров и филармонии, Дома камерной музыки бывают переполнены. Эта тенденция существует в силу уникального свойства творческой личности: чем больше ее сковывают обстоятельства, тем отчетливее она пытается противостоять давлению.

    • ВЕК ЛУСИН АМАРА
      2024-09-21 10:15

      Из далекой Америки пришла печальная весть: не стало ярчайшей оперной звезды XX века Лусин Амара (Лусине Такуи Армаганян). Она прожила без малого целый век, наполненный яркими событиями эпохи, любимой работой, встречами с выдающимися людьми. Долгие десятилетия она царила и властвовала на сцене, покоряя волшебной силой своего искусства, став символом совершенства и недосягаемого мастерства. И все же когда уходит из жизни артистка ее калибра – это огромная утрата: беднее становится культура. Выдающаяся певица, на чью долю выпала планетарная любовь и слава – теперь воспоминание. Ее блестящий вокальный стиль, выразительность пения, драматизм игры, законченность в воплощении сценических образов, поставили ее в первый ряд артистических имен XX века.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ