ПОЧЕМУ МЫ НЕ ВИДИМ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА
Настоящий армянин славится своим умением находить выход из самых трудных ситуаций, но еще больше он славится своим умением находить туда вход. Более двух лет назад армяне в очередной раз оказались у подобного входа и, не раздумывая, бросились туда. Выход, к сожалению, пока не нашли. Но не будем о печальном. Поговорим о грустном.
ПО ИНТЕРЕСНОМУ СЦЕНАРИЮ РАЗВИВАЮТСЯ у нас события, сограждане. С одной стороны, власть провалила все, что только возможно, в том числе и борьбу против коронавируса. Социально-экономическая ситуация с каждым днем ухудшается, один за другим принимаются бьющие по интересам граждан законы, предпринимаются действия, направленные против наших национальных ценностей, а народ молчит. Правда, время от времени то там, то тут возникают отдельные очаги сопротивления, проводятся локальные акции протеста, но массовых выступлений, как, например, в Восточной Европе, Ливане, Израиле не наблюдается. Почему? Только ли по причине чрезвычайного положения?
Думаем, в первую очередь сказывается общественная апатия. Хотя с апатией тут палка о двух концах. Готовность граждан выходить на улицу по любому поводу и даже без повода сильно девальвирует любой акт протеста как таковой - "они все время против чего-то демонстрируют". Как раз выход на улицу людей, к тому в принципе совершенно не склонных, выход мирных обывателей - это признак того, что какая-то важная черта перейдена и дело-то до петли доходит. Протест молчаливого большинства мог бы и сильно оздоровить атмосферу, и вынудить власть начать что-нибудь для граждан делать.
Но массового протеста нет. Причин здесь много, например, тот же режим чрезвычайного положения, за который уже пятый месяц цепляется власть. Может, правильно делает. Людей ведь не труд создал, трудятся и пчелы, и муравьи. Людей создали запреты.
Заметим, что режим ЧП - это не только страх перед полицией, он влияет и на психику людей. Не случайно наши сограждане в медицинских масках уже полностью уподобились индийским аскетам, носящим подобные повязки в видах соблюдения "ахимсы" - принципа непричинения вреда живым существам: чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, причинив ей тем вред.
ОДНАКО РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ все же не играет в пассивности граждан решающего значения. Главная причина нынешней всеобщей апатии в другом. Просто что-то сломалось в душе или сознании народа, когда он в апреле-мае 2018 года вышел на улицу в ожидании сказочной жизни, но очень скоро пережил небывалое разочарование. Каким прекрасным казалось будущее до того, как оно наступило!
Помните, с какой страстью Пашинян и соратники внушали народу, что он "угнетенный и ограбленный"? Сегодня я бы продлил список эпитетов. Народ не только "угнетенный и ограбленный", за последние два года он еще и многократно обманутый и использованный. Это традиция такая - как какой-нибудь сукин сын, так сразу, первым делом, ария об ограбленном народе. У публики-дуры сразу глаза слезами заволочет - тут наперсточнику и раздолье...
Впрочем, ради справедливости нужно признать, что после смены власти Пашиняну и соратникам порядок все-таки удалось навести. В смысле, грабят народ теперь сами. Такая вот вкратце история вопроса. Так что, уважаемый премьер, не будем пришивать кобылке хвост! Оставим в покое ограбленный народ-страдалец. Вы лучше к бюджетным деньгам ноги приделайте и компасом снабдите. А то они опять до людей не дойдут. У вашего окружения заблудятся, осядут, плодиться начнут.
Вторая причина пассивности людей заключается в том, что у нас, если не считать события апреля-мая 2018 года, произошла профессионализация уличной активности. На улицу выходят не обыватели, а отряды политической пехоты - хоть оппозиционной, хоть провластной. Ну, разве иногда к пехоте добавится иррегулярная конница, как это произошло в 2008 году. А в компанию пехотинцев обывателя не тянет. В частности, потому что пехотные мероприятия всегда с определенной политической подкладкой. Кроме конкретного вопроса, который волнует гражданина, в нагрузку всегда идут лозунги и задачи общеполитического свойства.
КАК БЫ ТАМ НИ БЫЛО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ причины наблюдаемой пассивности общества, очень важно понять, из каких категорий это самое общество состоит. На наш взгляд, здесь можно выделить следующие категории.
Первая и самая многочисленная категория - это партикуляристское большинство, живущее по принципу "моя хата с краю, я ничего не знаю", особо не склонное ничего требовать от власти, но зато и никаких особых обязанностей ни перед властью, ни перед страной за собой не знающее, а всего лишь привыкшее гнуться, когда гнут.
Эта категория граждан с равной готовностью выслушивает доводы и оппозиции, и власти, соглашаясь и с теми, и с другими. Она напоминает раввина из старого еврейского анекдота, к которому приходят реб Мендель и реб Лейзер, тяжущиеся из-за того, кому принадлежит теленок. Первому, говорящему: "Теленок мой", раввин говорит: "Ты прав, реб Мендель", и тот уходит глубоко удовлетворенный. Второму, говорящему: "Теленок мой", раввин отвечает: "Ты прав, реб Лейзер", и тот тоже уходит довольный. Служка замечает: "Ребе, но не может же быть так, чтобы одновременно были правы и реб Мендель, и реб Лейзер", на что раввин отвечает: "И ты прав, Менухим".
Вторая категория - преданные Пашиняну люди, чья любовь к власти сладострастна. Любой акт власти вызывает у них восторженную реакцию, под воздействием гипноза эти люди верят в каждое слово вождя. Знаете, что такое цыганский гипноз? Это когда смотришь человеку в глаза, понимаешь, что врет, или просто говорит о том, что не знает, а все равно веришь.
Правда, опыт истории показывает, что энтузиасты подобного рода в мирное время вызывают сильное раздражение у более или менее адекватной части общества, а во время не то что бури, но даже всего лишь сильного ветра этих энтузиастов с собаками не сыщешь. Что в благоприятные, что в тяжкие времена это, если и опора трона, то весьма сомнительная. Впрочем, трон сам волен выбирать себе опору.
Третья категория - принципиальные противники власти, считающие, что это никакая не власть, а так, ерунда на постном масле. И дело даже не в том, что этих людей раздражает и даже бесит бесконечная ложь, которой обволакивается любое властное телодвижение. Просто они понимают, что действующая власть ведет государство в пропасть. А идущее под откос государство прихватит за собой всех.
Четвертая категория - это принципиально безразличные граждане, которым присуща внутренняя эмиграция. Это люди, убежденные, что ничего путного на почве армянской не вырастет, ничего доброго ждать невозможно. Независимо от того, кто находится у власти. Заметим, что данная категория самая малочисленная.
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СООТНОШЕНИЕ вышеназванных категорий общества, какой должна быть их численность, чтобы люди вышли на улицу и начались массовые акции протеста?
Четвертая категория общества (внутренняя эмиграция) - величина постоянная, которая на внутриполитические процессы влияния не оказывает. Очевидно, что численность второй категории общества, то есть ярых поклонников Пашиняна, быстро сокращается, а третьей категории (противников власти), наоборот, растет на глазах. И увеличивается она за счет первой категории, чему, кстати, в значительной степени способствует своей бездарной политикой сама власть. Весь вопрос в том, когда третья категория общества станет доминирующей. Вот тогда и забурлит улица.
А раз так, то давайте не будем торопиться, посмотрим, подождем, когда это произойдет, и сегодня вместо обычной точки поставим многоточие...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.