"АРАГИЛ" ВОЗВРАЩАЕТСЯ... В МУЗЕЙ
Собственник бывшего ресторана "Арагил" в ереванском парке Победы - предприниматель Авет МОВСЕСЯН отремонтирует и превратит его в культурный центр. Там же будет расположен музей автора замечательного здания народного архитектора СССР Рафаела Исраеляна. Об этом корр."ГА"сообщил внук зодчего Арам Исраелян.
РЕСТОРАН "АРАГИЛ" ОТКРЫЛСЯ В 1959 ГОДУ И СТАЛ не только очередным прекрасным проектом Рафаэла Исраеляна, но и одним из символов города. Сюда приходили все, начиная с обычных ереванцев и заканчивая высокопоставленными официальными лицами и иностранными гостями. Ресторан выделялся своим потрясающим видом на город, который при вечернем освещении был просто волшебным. Современники могут составить о нем представление по кадрам из культового фильма 60-х "Путь на арену" c Леонидом Енгибаровым в главной роли. К сожалению, с начала 90-х годов ресторан перестал функционировать, а здание практически разрушено.
Прежде чем познакомиться и побеседовать с Аветом, мы зашли в ресторан, точнее, на его развалины. Приближаться к "Арагилу" без противогаза сложно. В нос ударяет жуткий запах - ночью он превращается в туалет. Везде страшная грязь и кучи мусора. Он не убирался, видимо, десятилетиями, о чем свидетельствуют "доисторические" этикетки турецкого шоколада и соков "Юппи" (их завозили в начале 90-х).
Стены разрушены в двух местах. Повреждено несколько несущих конструкций, и возникла опасность обрушения всего здания. Деревянные двери с замечательным орнаментом выдающегося зодчего выцвели, местами орнамент вообще разрушен. Внутри здания пусто и грязно. Открытая часть ресторана также в неутешительном состоянии - мусорные кучи и высохшие деревья.
Cпустились мы и в подвальное помещение. Здесь вообще время остановилось. Cломанный советский холодильник, папки делопроизводства советского образца, этикетки грузинского чая, пустые трехлитровые банки армянских соков производства 1977 года. Несколько сломанных столов и стульев. Из-за жуткого запаха оставаться здесь долго мы не стали, а поднялись наверх, откуда открывается потрясающая панорама на Арарат и Ереван. На стенах главного здания высечены армянские орнаменты и символы - малые формы, непревзойденным мастером которых был Рафаэл Саркисович. Cуровость облика, стройность и четкость форм, тонкий вкус, ясная мысль зодчего. Детали прекрасны и скупы, а потому особенно выразительны. В резьбе по туфу никто не мог сравниться с Рафо. Сердце останавливалось, когда мы увидели, что некоторые орнаменты залиты краской или полуразрушены. Долго задерживаться здесь не было ни сил, ни желания.
А ВОТ ЗНАКОМСТВО И БЕСЕДА С АВЕТОМ НАС ПРОСТО ПОТРЯСЛИ. Человек на свои средства планирует создать не очередной питейный объект, а культурный центр. Cогласитесь, это для современной Армении невероятный нонсенс.
"Парк Победы ассоциируется с именем Исраеляна не только из-за ресторана "Арагил", - говорит А.Мовсесян. - 29 ноября 1950 года здесь открылся мемориальный комплекс с памятником Сталину. Его создали скульптор - народный художник СССР Сергей Меркуров и народный архитектор СССР Рафаэл Исраелян, автор уникального пьедестала. Основная сложность при проектировании монумента заключалась в том, что он одновременно должен был быть соразмерен величественному окружающему пространству и камерному масштабу парка. Исраелян решил эту проблему блестяще. В 1962 году памятник Сталину демонтировали. На протяжении пяти лет пьедестал пустовал, а в 1967 году на нем была установлена скульптура "Мать Армения" работы Ара Арутюняна.
Старшее поколение ереванцев наверняка помнит, что здесь, на берегах искусственного водоема Аревик, были настоящие пляжи. Этот водоем строил мой дед под руководством Рафаела Саркисовича. Они дружили, и я с детства слышал рассказы об этом легендарном мастере. Мой отец, директор парка, также хорошо знал зодчего. Его все называли варпетом Рафо. И это было не панибратство, а глубокое уважение и любовь к поистине народному архитектору. Он часто бывал у нас дома. Помню я и Джима Петровича Торосяна - одного из лучших учеников Исраеляна.
После закрытия ресторана госчиновники пытались и пытаются завладеть этим зданием. Одни хотели превратить его в торговый центр, другие - в увеселительный клуб. Но благодаря отцу ничего у них не получилось. Рафаел Саркисович оставил огромное наследие, и мы должны все это сохранить. К сожалению, его дом разрушили, а музея до сих пор нет. Я сделаю все возможное, чтобы создать музей именно в одном из его лучших творений, восстановить зеленую зону вокруг. Наследие глубоко национального зодчего должно быть увековечено".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.