СИЛЬНАЯ НАУКА - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, академик Владимир АРУТЮНЯН говорит о проблемах образования и науки и задачах повышения обороноспособности нашей страны.
- Г-н Арутюнян, как отразилась пандемия на учебном процессе?
- На мой взгляд, возникли большие сложности, которые еще более усугубили проблемы высшего образования в нашей стране. В этом году прием в вузы прошел с одним экзаменом, что снизило требования к поступающим. При этом, несомненно, снизился и уровень подготовки выпускников школ. И хотя предпринимались усилия, чтобы как-то обеспечить учебный процесс, занятия в удаленном режиме менее эффективны, чем при традиционных формах обучения. Однако все же радует тот факт, что интерес к получению высшего образования не снизился. К нам, на факультет радиофизики, поступило достаточно много студентов, вероятно, их число увеличится и за счет возвратившихся из армии. Причем в этом году число молодых людей, решивших выбрать нашу специальность, оказалось значительно выше, чем желающих поступить на гуманитарные факультеты. А удастся ли нам подготовить хороших специалистов, покажет время.
- У вас есть сомнения на этот счет?
- Есть, и достаточно обоснованные. Они связаны с проблемами всей системы образования. Как я уже сказал, ситуация с пандемией и переход к обучению в удаленном режиме не лучшем образом сказались на подготовке выпускников школ. В общем-то претензии к школе были и прежде. Преподаватели вузов хорошо знают, что нам и прежде приходилось ликвидировать пробелы школьного обучения. Но есть и другая проблема, связанная с организацией учебной работы в вузах. Наши преподаватели настолько перегружены, что это не может не отражаться на качестве обучения. У нас в ЕГУ ставка преподавателя - 700 часов в год. Это непомерная нагрузка. У преподавателя, работающего на полную ставку, ни времени, ни сил на исследовательскую работу просто не остается. А преподаватель, который отошел от науки, не может дать своим студентам современные знания, подготовить полноценного специалиста. Поэтому многие наши преподаватели уходят на полставки, четверть ставки, а иногда и просто отказываются от работы в вузе. То есть работать с такой нагрузкой человека может заставить только безвыходная финансовая ситуация. Скажу для примера, что учебная нагрузка наших зарубежных коллег не превышает 200 часов. Это очень серьезная проблема, которая должна решаться на государственном уровне. Ведь речь идет о подготовке нового поколения специалистов, и, если мы с этой задачей не справимся, это будет иметь самые негативные последствия как в плане экономики, так и обороноспособности нашей страны. И это особенно актуально для технических специальностей.
- Как, на ваш взгляд, должна решаться эта проблема?
- Во-первых, надо значительно увеличить государственное финансирование системы образования. И, разумеется, снизить нагрузку преподавателей. Другого пути нет. Конечно, предпринимаются попытки увеличить оплату преподавателей вузов, но основное финансирование поступает от студентов, а это имеет свою негативную сторону. Не секрет, что далеко не все студенты хотят и могут учиться. Но, поскольку средств не хватает, вузы не могут себе позволить кого-то отчислить. В итоге дипломы получают все - и способные, стремящиеся глубоко овладеть знаниями, и те, кто в стенах вуза оказался случайно. Такова реальность.
- Полноценная подготовка студентов вашего факультета требует и технического оснащения. Вы обеспечены необходимой аппаратурой?
- Комитет по науке старается по возможности помогать, но денег на оснащение не хватает. Государство тоже можно понять, ведь мы фактически в состоянии войны.
- Но в таком случае ваш и подобные факультеты требуют особого внимания и поддержки…
- Это так. Я помню, как было в советское время и в первые годы независимости. В советские годы мы получали большое государственное финансирование, в первые годы независимости нас очень поддерживали западные страны, в том числе США и др. Например, тогда наше подразделение (а это кафедра физики полупроводников и микроэлектроники или Центр полупроводниковых приборов и нанотехнологий) имело огромное количество зарубежных грантов - около 30. Это были гранты МНТЦ и других международных организаций, что позволяло пополнять и обновлять оборудование, молодежь и преподаватели ездили в зарубежные научные центры, к нам приезжали грантодатели... Все это существенно влияло на уровень подготовки.
- А сейчас у вас есть гранты?
- В настоящее время у нас только один грант, но мы пытаемся получить и другие. Последний конкурс МНТЦ завершился вообще непонятно. Из Армении на конкурс было представлено 7 очень хороших проектов, в том числе 2 из нашего центра, но никто не получил финансирования. Деньги ушли в другие страны. Возможно, это связано с политическими причинами. Но во всех случаях Армения ничего не получила.
- А как обстоят дела в других подразделениях вашего факультета?
- Что касается непосредственно радиофизики и электроники, то там есть заказы, что несколько облегчает ситуацию. Появились и новые современные направления, связанные с информационными технологиями, у нас появилась новая специальность по обработке информации, и это направление поддерживается "Синопсисом".
- Какие исследования ведутся на вашем факультете?
- Основные работы нашего центра ведутся в области нанотехнологии - это различные сенсоры. О нашем научном потенциале свидетельствуют публикации в рейтинговых журналах. По этому направлению мы могли бы добиться достаточно серьезных успехов, но нам не хватает современного оборудования.
- Где могли бы найти практическое применение ваши разработки в области нанотехнологий?
- Мы предложили детекторы для медицины, в частности, для определения сахара в крови. В мире порядка 300 миллионов больных диабетом, эта разработка будет востребована, поскольку имеет серьезные преимущества, - уровень сахара в крови определяется по дыханию, брать кровь из пальца не надо. Такой анализ потребует и значительно меньших затрат. Сейчас к реализации нашей разработки мы пытаемся привлечь американский бизнес, если это удастся, будет хорошо.
- Но это будет всего лишь частный случай. Нужно менять отношение государства к науке, ее возможностям, полученным результатам…
- Это обязательное условие развития. Без интенсивно развивающейся науки мы не сможем иметь хорошего образования, готовить специалистов высокой квалификации, решать экономические проблемы и обеспечить высокий уровень обороноспособности. Как свидетельствует опыт, наши ученые и специалисты могут очень успешно действовать в области военных разработок, оперативно и эффективно реагировать на нужды армии, и этот потенциал надо использовать, чтобы значительно снизить наши затраты на закупки вооружения и создать серьезный ВПК, что будет иметь и важное экономическое значение.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-28 10:11
На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.
-
2024-09-11 13:16
Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.
-
2024-09-02 09:32
2 сентября стартует учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.
-
2024-08-30 09:46
Учителя, родители и эксперты в сфере образования бьют тревогу: по сложившейся печальной традиции 2024-2025 учебный год начинается без внушительного списка новых версий учебников. И если в прошлом году Министерство образования, науки, культуры и спорта не успело к 1 сентября подготовить к школе 11 наименований учебников для 4, 7 и 9 классов, то в новом учебном году многоголовый МОНКС побил собственный антирекорд - теперь целых 13 наименований учебников не готовы к началу занятий.