РЕФОРМЫ ВСЕГДА В ПУТИ?

СССР, конец восьмидесятых. После кончины Черненко старожил Политбюро, поднаторевший в переговорах с Западом Андрей Громыко предлагает на должность Генерального секретаря Политбюро Михаила Горбачева. Почему он так поступил, уступив дорогу, посадив в кресло фактического лидера страны самого креативного и устраивающего Запад члена Политбюро? Окончательного ответа на этот вопрос нет, возможно, никогда и не будет. Есть отдельные свидетельства отдельных дипломатов о контактах западных политиков с Горбачевым в предшествующий период, есть различные подозрения, но не более того.

А ПОТОМ СОБЫТИЯ СТАЛИ РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ ПО ЗНАКОМОМУ ЛЕКАЛУ. Громыко привел к власти Горбачева, Горбачев привел с собой Раису Максимовну. Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна привели прозападных реформаторов. Реформаторы начали реформы. Народ советский неожиданно стал гордым и веселым. И ненавидящим бывшую, «прогнившую и коррумпированную» власть. И начали сдавать все подряд: Афганистан, Варшавский договор, Берлин. Зато была невероятная гласность и обещания экономического взлета благодаря волшебной палочке «ускорения» и…  помощи Запада. Горбачев начал переговоры по разоружению, Запад обещал все больше и больше, Раиса Максимовна любила красоваться на публике и получала подарки.

Помощь Запада немного запаздывала, но это не смущало реформаторов. Они продолжали реформы, которые развалили страну, и Советский Союз рухнул, унеся с собой в различных конфликтах на окраинах империи тысячи жизней ее бывших граждан. А в самой России начались смутные времена беспредела, невероятной коррупции, разгула бандитизма. Тут Запад подсуетился: гуманитарная помощь поступала регулярно, на прилавках появились «ножки Буша», чтобы никому вдруг и в голову не пришло в отчаянном голодном бунте привести обратно бывшую «прогнившую и коррумпированную» коммунистическую власть.

ПЕРВАЯ АРМЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: 1918-1920 ГОДЫ. Запад обещал невероятное: щедрой рукой нам дали Севрский договор, по которому Армении отходила чуть ли не половина нынешней Турции. Перед таким искушением устоять было трудно, и хотя армянская власть понимала, что ссориться с Россией не стоит, главную ставку все-таки сделала на обещания Запада. А Кемаль Ататюрк поставил на Россию. И хотя это была та самая Россия, одним из первых декретов которой был декрет «О Турецкой Армении», в котором говорилось о праве армян «Турецкой Армении» на свободное самоопределение вплоть до полной независимости, но геополитические интересы взяли верх. В противостоянии с Западом Турция и неожиданно появившийся на карте мира Азербайджан были России важнее живущей грезами Армении.

Когда стало ясно, что Армения не выдержит войны с Турцией, эпидемии свирепствовали, а помощь Запада почему-то запаздывала, Красная Армия вошла в Армению. Через уже «покрасневший» Азербайджан. Это решило судьбу Нахиджевана и Карабаха, но спасло остатки Армении.

Спасло для того, чтобы спустя сто лет, восстановив республику, пройдя через землетрясение, холодные и голодные годы, через войну, создав еще одно армянское государство, мы снова вернули все на круги своя. Потому что Запад сулил блага и старожил армянской политики, поднаторевший в переговорах с Западом третий президент Армении уступил дорогу Николу Пашиняну. Пашинян привел с собой Анну Акопян. Анна любила красоваться на публике и получать подарки, а народ стал неожиданно гордым и веселым и всей душой ненавидящим бывшую, «коррумпированную и насквозь прогнившую» власть. 

Никол и Анна привели младореформаторов. Младореформаторы начали реформы под одобрительные поощрения и обещания Запада. А Эрдоган и Алиев сделали ставку на Россию. И хотя это была та самая Россия, вооруженные силы которой защищают границы Армении от турецкого вторжения, геополитические интересы взяли верх: в противостоянии с Западом Эрдоган и Алиев были для России важнее, чем комедиант Пашинян.

ОПОМНИЛИСЬ ПОЗДНО. Войны с Турцией и Азербайджаном было не выиграть, хотя младореформаторы до последнего надеялись на помощь Запада и отказывались принимать предложения России об условиях прекращения огня. Отказывались до последнего, но помощь Запада традиционно запаздывала и «Красная армия» вошла в Арцах, получив согласие Азербайджана и Турции. Это стоило нам Шуши и Гадрута, но спасло остатки Арцаха…

Сенат и Национальное собрание Франции призвали признать независимость Нагорного Карабаха. 

P.S. Что дальше? Голода не будет, потери государственности тоже, хотя модификации не исключены. Зато будет гуманитарная помощь. Большая гуманитарная помощь. Помогут и кадрами. Хорошими кадрами. Будет постепенное восстановление экономики. Все будет. И постепенно мы все чаще будем вспоминать не только Севр, но и великодушные французские резолюции… Не для того ли, чтобы через десятки лет пройти ту же дорогу?

Основная тема:
Теги: