Микаел МИНАСЯН: АРАМ I ВЫБРАЛ ПРИМИТИВНОЕ СЛАДКОРЕЧИЕ – ДАЖЕ НЕ МОЛЧАНИЕ

Бывший посол Армении при Святом Престоле Микаел Минасян пишет:

«12 апреля 2015 года в Соборе Св. Петра в Ватикане Папа Римский Франциск перед лицом всего мира присвоил титул Учителя Вселенской Церкви Святому Григорию Нарекаци, а Геноцид армян в Османской империи 1915 года назвал первым геноцидом XX века, пригвоздив Турцию к  мировому столбу позора.

В тот день с алтаря в Соборе Св. Петра в Ватикане с речами выступили Папа Римский, Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин Второй и Католикос Великого дома Киликийского Арам Первый. Немногие знают, каких огромных коллективных усилий стоило получение возможности на право слова с алтаря Собора Св. Петра в Ватикане, наряду с понтификом и католикосом всех армян, и для Католикоса Великого дома Киликийского.

В сложных переговорах, которые длились несколько месяцев, мы приводили следующий аргумент: все остальные армянские светские и религиозные единицы не обладают таким уровнем нравственной легитимности, по воле истории закрепленной за Католикосатом Сиса.

Ведь Сис покинул армянский католикос. Следовательно, Киликийская епархия является прямым наследником и подвергнувшихся Геноциду, и Армянского вопроса, и международного признания Геноцида. Связь всех остальных армянских светских и религиозных единиц не является прямой или они не находятся в авангарде борьбы. Следовательно, если в тот день Арам I сидит в соборе Св. Петра в Ватикане, но не выступает с речью, это означает, что мы не признаем Геноцид. Другими словами, Арам I должен присутствовать в статусе единственного правопреемника Армянского вопроса и единственного правового субъекта претензий.

И этот аргумент всем показался убедительным. С алтаря был озвучен Армянский вопрос. Был озвучен устами трех церковных лидеров. И самое главное, он был озвучен человеком, исторической миссией которого является Армянский вопрос. Тот самый вопрос, который сегодня Никол Пашинян решает в пользу турок, нажимая на кнопку «турколюбия и туркопрощения», работая против процесса признания Геноцида армян в США, поручив ничтожествами говорить о построении отношений по-новому и подготавливая заблудшее общество. И все это, к сожалению, упорно не замечает Католикосат Великого Дома Киликийского.

По случаю Св. Пасхи Арам I направил письмо «С патриаршим благословением и теплой отцовской любовью» «Дорогому г-ну премьер-министру, Его Высочеству, г-ну Николу. Оставим в стороне, что Никол не является ни дорогим, ни уважаемым, и, учитывая кровь и предательство, ни господином. Даже если оставить в стороне тот факт, что в недавнем прошлом Арам I требовал отставки Никола.

В целом создается впечатление, что никто не хочет вспоминать, что при том самом Николе Армянская Апостольская Церковь постоянно подвергается нападкам – с подачи властей. Именно при нем алтарь Первопрестольного был закрыт для строительства, но так и не был открыт из-за бюрократических проволочек, того самого Никола, который сдал Арцах, а сегодня саботирует Геноцид армян. Геноцид, одним из основных правопреемников которого является Католикосат Великого Дома Киликийского.

Я могу понять, что Арам Первый, возможно, пересмотрел свое требование об отставке Никола. Могу даже принять, что мои и его оценки о Николе могут не совпадать. Но я не верю, что в дни отправки письма Католикосат Великого Дома Киликийского не заметил антигосударственной политики властей Армении в отношении Геноцида армян.

Всем, кто, читая эти строки, уже собирались оправдаться учтивостью Арама I в вопросе поздравления с христианским праздником или требованиями цивилизованного протокола главы церкви и государства, напомню, что Арам I блестяще владеет тонким искусством выражения своего несогласия и делал это всякий раз, когда хотел. Так что, он мог и поздравить, и выразить свое отношение. Но он выбрал примитивное сладкоречие – очень прямолинейно, без двусмысленности. Он даже не выбрал молчание.

Не хотелось бы думать, что это результат договоренности, хотя и оснований для каких-либо других утверждений нет.

Я не люблю вспоминать «прежнюю жизнь», потому что ее больше нет. Как  и нет триединства государство-народ-церковь, как нет Арцаха и 5000 светлых парней, как нет могилы Нарекаци. Но сегодня я вспомнил 12 апреля 2015 года по другой причине. Я понял, что литургия в Соборе  Святого Петра скоро станет памятью не только как событие, но и как последнее мировое событие, где еще присутствовал Католикос Великого Дома Киликийского – как воплощение Арямнского вопроса и наших требований. Потому что сегодня именно это – основная тема, которая препятствует и «мешает» Николу».

Panorama.am

Теги: