КОМПЕНСАЦИЯ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ – ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, А НЕ ДОБРАЯ ВОЛЯ

Зацикленность на коррупционном скандале Всеармянского фонда «Айастан», к сожалению, затмила работу другой важнейшей структуры – Фонда страхования военнослужащих. После смены власти в 2018 году этот фонд был одним из немногих учреждений, которое за счет короткой, но институциональной памяти прошло испытание временем и проделало титаническую работу в поствоенный год по уточнению имен погибших и раненых военнослужащих, налаживанию связи с их родственников и открытию счетов для компенсации.

ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ПАШИНЯН и его приближенные в свое время пытались пригвоздить к позорному столбу автора идеи, бывшего министра обороны Вигена Саркисяна, утверждая, что и без этого фонда, за счет экономии госбюджета возможно обеспечить денежные компенсации семьям погибших и инвалидам. Сегодня, получая компенсации, эти семьи порой преисполняются чувством благодарности к Пашиняну, тогда как работа фонда не только не имеет к нему отношения, а, наоборот, Пашинян был одним из противников этого учреждения.

Семьи погибших, пропавших без вести, получивших инвалидность первой степени в 44-дневной войне военнослужащих, добровольцев и резервистов получают от 58 до 82 млн драмов – в соответствии с их воинским званием. Более 3500 семей уже получили по 10 млн драмов в качестве единовременной помощи и будут получать ежемесячные денежные пособия в течение двадцати лет. Еще до окончания войны фонд уже начал выплачивать компенсации семьям погибших.

Фонд страхования военнослужащих изначально был настолько грамотно поставлен на правильные рельсы, что в условиях нехватки финансов оказалось возможным предоставить компенсации даже военнослужащим с инвалидностью второй степени, выплатив им половину положенной семьям погибших денежной компенсации. Помимо этого, с помощью первоначально предоставляемой единовременной суммы семья получает возможность покрыть обусловленную потерей кормильца финансовую брешь, а затем в течение двадцати лет получает ежемесячную компенсацию.

Более того, все предусмотрено таким образом, что каждый из членов семьи получает часть суммы, то есть деньги распределяются между родителями, женой и детьми, а в случае наличия трех и более несовершеннолетних детей ежемесячно дополнительно выплачивается 100 тысяч драмов.

Подобное распределение на первый взгляд может показаться легкой работой, между тем именно правильная тактика замысла и реализации идеи фонда позволила в самый тяжелый момент хотя бы материально смягчить боль потери тысячам семей. В течение войны и последовавших двух месяцев в фонд из Армении и десятков других стран было пожертвовано около 16 млн долларов. В дополнение к обязательным выплатам, удерживаемым с зарплаты, это позволило позаботиться о нуждах семей погибших.

Единственное, что сделало это правительство, - повысило размеры обязательных выплат с 1000 драмов до 1500-15000 драмов в зависимости от размера зарплаты. Таким образом, каждый из нас, работающих граждан РА, тысячи армян диаспоры со своими пожертвованиями – рядом со скорбящими семьями. Это моральное обязательство армянина в отношении защищавшего родину ценой своей жизни солдата, которое силой закона было зафиксировано еще в 2016-м. Так что представлять выплачиваемые семьям погибших и раненых компенсации как добрую волю правительства просто неприемлемо и аморально.