НЕОКОНЧЕННАЯ ВОЙНА, ПЕРЕДАВАЕМАЯ ПОКОЛЕНИЯМ

Осознает ли действующая власть, что ценой поражения в войне, подвешенности Арцахской проблемы и возникновения условного "Сюникского вопроса" возлагает на плечи будущих поколений новое тяжелое бремя, возможно, новую войну? И что для победы в ней нужно использовать относительно мирный период и подготовиться, тогда как сегодня все делается ровно наоборот. Если 44-дневная война кардинально отличалась от логики первой Арцахской войны с охотничьими ружьями, фидаинскими отрядами и прямых, лицом к лицу, боев с врагом, то можно только догадываться, какое современное вооружение в возможной будущей войне враг может против нас применить

О НАШИХ НЕУДАЧАХ В ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЕ ГОВОРИЛОСЬ МНОГО, и очень мало – о подвигах. Например, несмотря на длившиеся несколько часов артиллерийские обстрелы и авиаудары врага, точечные минометные обстрелы армянских позиций и окопов, в северном направлении Арцаха наши войска не отступили ни на метр, сохранив неуязвимость ворот Мрава. А на северо-востоке, в направлении Матагиса, минимальными потерями стало возможно остановить незначительное продвижение врага. Проанализированы и оценены ли эти истории локального успеха? По всей вероятности, нет.

Опыт показал, что обилие стрелкового оружия – автоматов и пулеметов – не защищает солдата от ударов с воздуха, когда сам солдат не имеет средств личной защиты. Высокая организованность, профессиональное командование, постоянные реформы Вооруженных сил, в том числе Армии обороны – в разглагольствующих об всем этом недостатка нет, тогда как сомнительные назначения в Минобороны и Генштабе, политизация и даже партизация сферы обороны делают эти идеи и нашу армию уязвимыми изнутри.

Враг избежал еще больших потерь в живой силе посредством, в частности, уточнения разведывательными беспилотниками дислокации наших позиций и вооружения, а затем ударов по ним. Что сделала в ответ на это армянская сторона, чтобы создать возможность надлежащего задействования своей противовоздушной обороны, нейтрализации воздушных угроз, нанесения ударов по пехоте и артиллерии врага на поле боя и даже проникновения разведывательных групп в тыл врага? Именно из-за нашей беззащитности от ударов с воздуха вражеские диверсионные группы в дни войны кишмя кишели в тылу Арцаха – до района Шуши. Ту же тактику, в случае возможной войны, должна использовать армянская сторона.

Похоже, безнадежно закрылась также тема ополчения. После подведения итогов трехмесячных сборов, вопросы периодически тренирующихся добровольческих отрядов, рекрутерской роли "Еркрапа", волонтерства жителей приграничных общин, их обучения огневой подготовке, повышения уровня организованности и дисциплины, соблюдения правил безопасности на передней линии, - например, запрета мобильных телефонов, занятий с ополченцами и лишь после этого отправки на поле боя, более не актуальны, поскольку не вписываются в "эпоху мира".