Давид Тоноян: «Есть фанатичное желание дискредитировать меня и оборонную систему»

Учитывая озвученные ходе предварительного следствия по уголовному делу различными средствами массовой информации вопросы, в частности, 168.am, 24news.am, Aravot.am, Armeniasputnik.am, Armdaily.am, Aysor.am, Azatutyun.am, Factor.am, Hetq.am, Mediamax.am, News.am, Pastinfo.am, а также окончание предварительного следствия по уголовному делу, бывший министр обороны Армении Давид Тоноян счел необходимым обратиться к некоторым из них.

- Господин Тоноян, во всех заявлениях Вашей адвокатской группы отмечается, что Ваше задержание и арест незаконны. В частности, в заявлении от 11 октября 2021 года говорилось, что «имеем дело с классическим образцом интриги». Кто эти интриганы и какие у них мотивы?

- Интриганы те, на основании предоставленной информации которых возбуждено уголовное дело, предъявлено обвинение, арестованы бывшие и действующие должностные лица. Интриганы те, на основании докладов которых, как отмечалось с трибуны парламента «проявлена политическая воля для раскрытия подобных уголовных дел». Причем, после завершения предварительного следствия не подтвердились аргументы бывших и действующих должностных лиц, бывших и действующих депутатов Национального Собрания, которые имели прямую заинтересованность в предоставлении и докладе вышеупомянутых сведений лично против меня. Их имена недостойны упоминания, кроме того, заявления упомянутых лиц были публичными.

Даже если бы возбужденное против меня необоснованное уголовное дело было прекращено, я все равно потребовал бы открытого судебного разбирательства, чтобы представить общественности необоснованность обвинений в ходе предварительного следствия. И сейчас, после завершения предварительного следствия, если будет составлено обвинительное заключение, подтверждено прокуратурой и дело будет направлено в суд, я потребую открытого публичного судебного разбирательства, конечно, с учетом ограничений, связанных с государственной и военной тайной.

- «После освобождения от должности министра обороны Армении, господин Тоноян воздерживался от комментариев, учитывая государственную тайну, интересы национальной безопасности Армении и межгосударственных отношений. Сегодня господин Тоноян также ставит эти интересы выше собственных интересов и, владея большим объемом информации, не использует ее для своей защиты в общественном пространстве». Этот отрывок заявления от 11 октября 2021 года стал предметом активных обсуждений и спекуляций.  В частности, звучали предположения, что тем самым Вы направляете властям «месседж». Что скажете по этому поводу?

- До сих пор я проявлял сдержанность в плане вовлечения в политические процессы, и заявление моих адвокатов было об этом. Еще будут поводы представить общественности мои разъяснения по поводу 44-дневной войны посредством создаваемых следственных комиссий, конечно, если будет обеспечена объективность и беспристрастность работы последних.

- Ваши адвокаты выразили уверенность, что результаты специальной профессиональной экспертизы дадут аргументированные и объективные ответы на утверждения о «некачественном» и «не соответствующим техническим нормам» оружии и боеприпасах для Вооруженных сил Армении. Вы верите, что возможно будет организовать независимую экспертизу? На Ваш взгляд, почему назначенная органом предварительного следствия экспертиза для выяснения качества ракет оставлена незавершенной?

- У меня не было оснований, чтобы не принять или игнорировать доклады подчиненного персонала – профессиональных и ответственных структур Генерального Штаба о пригодности к эксплуатации, о хранения и возможности продления сроков эксплуатации боеприпасов. Особенно, когда в стране-производителе боеприпасов и других странах продление осуществлялось по действующим порядкам, и ракеты тех же лет (1988-1991гг.) находятся в эксплуатации. Даже завершенное необъективное предварительное следствие не подтвердило непригодность или некачественность ракет из-за того, что назначенная судебная взрывотехническая экспертиза не была завершена, не проведено испытание ракет. Было ясно, что в случае проведения экспертизы пригодность ракет подтвердилась бы.

Более чем уверен, что даже при большом желании просто невозможно будет возражать против результатов независимой профессиональной экспертизы.

Кстати в связи с изъятием ракет и затягиванием предварительного следствия, а также из-за долгосрочной перспективы судебного разбирательства, невозможность продления сроков эксплуатации представляет более реальную угрозу для нашей армии, чем тот ущерб, который пытаются инкриминировать проходящим по этому делу людям.

При этом следует отметить, что содержащиеся в предъявленном обвинении такие формулировки как «будучи осведомленными по долгу службы об истечении срока эксплуатации ракет», «придя к предварительному сговору с должностными и другими лицами ВС Армении», «по цене существенно выше рыночной», «из корыстных побуждений», «не учитывая реального спроса МО на приобретение аналогичных ракет» и т.д., никак не подтвердились по уголовному делу. Наоборот, в деле есть множество доказательств, опровергающие их.

- Ваши адвокаты в последнем заявлении «обратили внимание политического руководства на необъективное следствие в отношении Давида Тонояна, ярким доказательством чего являются субъективные и непрофессиональные комментарии по уголовному делу, основанные исключительно на предположениях». В ходе Вашего пребывания в должности политическое руководство, в частности, премьер-министр Армении, когда-либо указывал Вам на проблемы, связанные с «некачественным» оружием и боеприпасами?

- Я не припоминаю какого-либо замечания от премьер-министра. Думаю, что если бы у него были, то он сообщил бы, поскольку у него не было недостатка в информации, и со дня моего назначения весь процесс закупок в МО находился под ежедневным контролем, проверкой и расследованием СНБ, прокуратуры, Следственного комитета, Государственной контрольной службы. Были неоднократные случаи, когда по одному и тому же эпизоду закупок проводили следствие несколько вышеупомянутых ведомств. Решение о закупке принималось для обеспечения применения Вооруженных сил и подлежащее закупке вооружение применялись в ходе боевой подготовки, даже во время военных действий и это неопровержимый факт.

Премьер-министр в своем интервью от 24 декабря 2021 г отметил, что у него есть надежный специалист, которого в случае необходимости просит изучить и оценить судебные приговоры. Было ли дело «о поставках непригодных ракет» передано надежному специалисту премьер-министра для изучения или нет?

- В прессе можно встретить мнения о том, что Вас пытаются сделать «козлом отпущения» за поражение в 2020 году. Что Вы скажете по этому поводу?

- Видимое желание найти «козла отпущения», так сказать, парит в политическом поле, однако, считаю, что в этом плане будут сюрпризы. Ясно одно, что мы имеем дело с фанатичным желанием дискредитировать меня и оборонную систему. Ярким доказательством этого является, что в деле есть сведения о том, что называемые «непригодными» ракеты находились в сроках, были применены даже во время 44-дневной войны и решали боевые задачи. Вместе с тем, орган, осуществляющий производство, распространил заявление, что «за счет выделенных МО средств приобретены не соответствующие техническим характеристикам и потребностям вооружения Армении, существенно выше рыночной стоимости непригодные для эксплуатации ракеты с истекшим сроком, свидетельством чего является также то, что через некоторое время после поставки часть ракет не была отстреляна и списана с баланса, а остальная часть вообще не применялась, в том числе во время начавшейся 27 сентября 44-дневной войны».

Будьте уверены, что в случае другого результата войны подобные уголовные дела не были бы возбуждены. На голову противника обрушились и уничтожали боеприпасы гораздо более раннего производства.

Как я уже говорил еще в своем послании от 20 ноября 2020 года, я готов понести свою долю ответственности. Но только за то, что сделал, а не за то, чего не совершал.

Aysor.am