ЛАТИФУНДИСТЫ И ЭКС-КРЕСТЬЯНЕ

В жаркий весенний сезон в Минэкономики обратились к теме… месяц назад

За 5 лет нахождения у власти Пашиняна и его малограмотных «гэдэшников» село стремительно скатилось в нищету. Немногим повезло удержаться на плаву. Приватизированная земля не кормит семьи крестьян, а многие села, которые раньше держались за счет имеющихся небольших производств, теперь за неимением таковых буквально бедствуют…

НАПОМНИМ, ЧТО ДАННЫЕ ЗА 2022 ГОД ПОКАЗАЛИ СЛАБУЮ ДИНАМИКУ РОСТА аграрного производства на уровне всего 100,4%, то есть сельское хозяйство за весь прошлый год смогло обеспечить относительно предыдущего года прирост в 0,4%. Итоги 1-го квартала этого года – прирост в опять же скромные 1,4%. И это несмотря на крупные государственные ассигнования, выброшенные на ветер в результате малоэффективных и поверхностных программ развития сельского хозяйства, разработанных в ведомстве министра экономики Ваана Керобяна.

Скажем больше. Даже те самые крошечные показатели прироста важной сферы внезапно «обнаружились» только после жалоб и брюзжаний названного министра в отношении национального статистического ведомства страны. Керобян вместо того, чтобы набраться мужества и признаться в полной недееспособности, а заодно и подать в обещанную им же самим отставку, теперь занят приукрашиванием показателей, чтобы не выглядеть в глазах общественности совсем уж жалким.

Кстати, результат наезда на Armstat, который привел к тому, что сельское хозяйство, пусть и незначительно, но все же вылезло из минусовых показателей, настолько пришелся министру по душе, что в ведомстве на днях уже обсуждали мероприятия по пересмотру «отсутствующих и устаревших» статистических данных, приведших к ухудшению позиций Армении в докладе «Глобальный инновационный индекс – 2022». Таким образом, вместо того, чтобы заниматься реальным улучшением положения дел, в Минэкономики неустанно работают в направлении «подчистки» статистики.

Между тем, во многих сельских семьях в день не тратятся даже 200-300 драмов, а об одном долларе на каждого члена семьи здесь даже и не мечтают. А это и есть индикатор определения людей, находящихся за чертой бедности.

В повестке - очередная посевная кампания, и, к примеру, чтобы засеять пшеницей поле площадью в 1 гектар, необходимо затратить значительные средства на приобретение семян, заплатить за аренду сельхозтехники и топливо для нее, купить удобрения и ядохимикаты. Вода - тоже деньги. Плюс налоги, выплаты по кредитам и страхованию урожая, если, конечно, его страхуют, а не полагаются на божью милость и свои молитвы. Но вот урожай выращен, и приходит пора позаботиться о комбайне, заплатить за транспортировку зерна. В результате заработанного тяжким трудом хватает на пару месяцев. И как, господа «гэдэшники», прикажете жить оставшийся год?..

МЫ РАДИ ИНТЕРЕСА ПРОСМОТРЕЛИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ в отчаянной попытке найти в жаркий сельскохозяйственный сезон сообщения о периодических встречах руководства ведомства с сельхозпроизводителями и заготовителями аграрной продукции. Увы, в сферу активных интересов, бесед и перемещений по всему миру министра Керобяна аграрные вопросы, по всей видимости, не входят.

Так, последнее сообщение на означенную тему относится к 6 апреля, то есть имеет месячную давность. В этот день состоялось рабочее обсуждение с участием министра Ваана Керобяна и замминистра Армана Ходжояна, посвященное программе объединения земель сельхозназначения в республике. Через 5 лет после «бархатной революции» в Минэкономики только-только озаботились проблемой укрупнения посевных площадей и необходимых для этого законодательных изменений.

Судя по всему, догадавшись наконец, что все их аграрные программы развития на деле не стоят и выеденного яйца, в министерстве все взоры на сей раз обратили в сторону консолидации земель сельхозназначения посредством их купли-продажи, отчуждения, аренды, обмена и т.д. В результате пилотной программы земельных реформ, как мыслят стратеги в Минэкономики, в стране сформируются крупные земельные латифундии, которые будут сосредоточены в руках ограниченного числа собственников. А простые безземельные крестьяне, согласно замыслу, гуртом повалят работать в библиотеки или, как в свое время сказал министр Керобян, шить рукавицы или обслуживать туристов. Но весь вопрос в том, что сельское хозяйство обеспечивает занятость, как минимум, трети населения страны, и в этом свете возникает закономерный вопрос, а хватит ли на всех экс-крестьян туристов. И рукавиц тоже…