А КАК ЖЕ СТАРЫЕ ПРОГРАММЫ?

Впервые страна Южного Кавказа (Грузия - ред.) имеет перспективы на вступление в Евросоюз. Об этом в гостях NEWS.am на передаче «Фактор силы» заявил ведущий исследователь Фонда Карнеги, эксперт по карабахскому конфликту Томас де Ваал.

По его словам, это очень важный шаг. «С другой стороны, это и очень долгосрочный процесс. К примеру, страны западных Балкан уже 15 лет ждут вступления в ЕС», – отметил он.

Он считает, что дальнейшее продвижение Армении по западному вектору, который выбрали новые власти в Ереване, сильно зависит от прогресса Грузии в эту сторону. «Я думаю, что будет попытка интенсифицировать грузино-армянские отношения. Евросоюз постарается задействовать в Армении новые экономические проекты. Опять же это очень долгосрочный вопрос. Евросоюз действует медленно, а другие игроки – гораздо быстрее», – подчеркнул он.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ДА, В ВОПРОСЕ СТРЕМЛЕНИЯ АРМЕНИИ К ЕВРОИНТЕГРАЦИИ грузинский фактор определенное значение имеет. Но вряд ли стоит его (фактор) переоценивать. Гораздо более весомым стимулом для Еревана представляется не грузинский опыт в данном вопросе, а, пожалуй, собственный. И тут нельзя не обратить внимание на то, что опыт этот не слишком воодушевляющий. По крайней мере, в сфере экономического взаимодействия.

Вот Томас де Вал прогнозирует, что ЕС постарается инициировать новые экономические проекты с Арменией. Это, конечно, хорошо. Но как же быть со старыми инициативами, со старыми грандиозными планами?

Летом 2021 года ЕС принял решение о предоставлении Армении беспрецедентной финансовой поддержки. И действительно, сумма впечатляла – 2,6 миллиардов евро. Даже несмотря на то, что львиная доля этих средств предоставлялась в виде кредитов, то есть в долг, а долг должен потом возвращаться вместе с процентами.

Как бы то ни было, но деньги эти планировалось выделить под конкретные важные для страны программы, реализовать которые предусматривалось в течение 5 лет. В частности, средства должны были быть направлены на содействие социально-экономическому развитию и коммуникациям, путем поддержки коридора Север – Юг. На это планировалось выделить 600 млн евро. 80 миллионов предполагалось выделить на укрепление устойчивости южных областей Армении, в частности, Сюника. Было предусмотрено выделить 500 миллионов евро на поддержку устойчивой, инновационной и конкурентоспособной экономики путем создания 30 тысяч малых и средних предприятий, 300 миллионов планировалось инвестировать в информационные технологии и науку, 120 миллионов – на озеленение Еревана и т.д.

Между тем, по сути, уже прошла половина срока, в течение которого по плану должны были быть реализованы упомянутые программы. Но, как говорится, воз и ныне там. Денег нет, проекты не реализованы. Тут, кстати, стоит отметить, что несколько месяцев назад даже Никол Пашинян решился напомнить европейцам об их обещании. В мае в интервью чешскому изданию Respekt он обратил внимание на то, что глава Европейского совета Шарль Мишель в ходе визита в Ереван обещал, что ЕС предоставит Армении финансовую помощь в размере 2,6 млрд евро в рамках программы "Восточное партнерство" и выразил надежду на ускорение процесса предоставления Армении этих средств.

В этой ситуации ссылки на медлительность действий ЕС выглядят, прямо скажем, неубедительными. Повторюсь, из пяти лет, в течение которых программа на 2,6 миллиардов евро должна была быть реализована, два с половиной года уже прошло, а пакет финансовой поддержки еще не предоставлен. Похоже на то, что ЕС вовсе не медлит, а просто передумал выполнять собственное обещание…