ПОЧЕМУ ОППОЗИЦИЯ НЕ ТРЕБУЕТ ОТСТАВКИ АВИНЯНА И НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ МХИТАРЯНА И КАЗАРЯНА?
Дыхание выборов ощущается в Армении все сильнее. Как минимум правящая партия уже ведет активную предвыборную кампанию, отлично осознавая собственный низкий рейтинг и соответствующие шансы на победу. Казалось бы, в этих условиях оппозиционные силы также должны были уже разработать тактику своих действий, основанную прежде всего на том, что речь идет не об обычной политической борьбе, а об экзистенциальной схватке национальных сил с оккупационным режимом.
УВЫ, НЕТ НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО НАЗЫВАЕМАЯ системной оппозиция, как и сформировавшиеся за последние 4 года различные общественно-политические силы сделали верные выводы из печального опыта 2021-го года. Наоборот, пока налицо все основания полагать, что даже имея рекордно низкий рейтинг, Никол все равно вновь получит большинство по простой причине отсутствия сильных и пользующихся доверием народа конкурентов. События последних недель лишь подтвердили эти симптомы.
Мэр Еревана Тигран Авинян, метко прозванный «Авиряном» (разрушителем), и без того погрязший в многочисленных управленческих провалах, коррупционных (один ANIF чего стоит) и иных скандалах, на днях вновь отличился. И дал сразу два весьма существенных повода для того, чтобы потребовать его отставки, причем с весьма значительной общественной поддержкой. Речь, конечно же, о транспортной «реформе» и совершенно позорном состоянии в столице после ожидаемого, но все равно «неожиданно нагрянувшего» снегопада.
Провалы мэрии, и в первую очередь градоначальника, настолько вопиюще очевидны, что самое время произнести сакраментальную фразу: в нормальных странах в подобных случаях сразу подают в отставку. Но поскольку наша страна давно вошла в разряд не нормальных благодаря своей власти, то «Авирян», естественно, и не думает прибегнуть к этому шагу.
Однако в обоих случаях возмущение ереванцев было настолько массовым и бурным, а бойкот подорожания транспорта принял такие формы, что даже в не совсем нормальной стране оппозиция – прежде всего системная – просто обязана была воспользоваться столь идеальным «подарком» и потребовать немедленной отставки городских властей.
«Подарок» остался невостребованным: ни одна организованная общественно-политическая сила не выступила с таким требованием и не стала добиваться отставки. Лишь опрошенные на улицах возмущенные ереванцы не стеснялись в выражениях, посылая Авиняна вместе с Пашиняном куда подальше…
Другой пример. Две недели назад о своем решении баллотироваться на пост мэра Гюмри заявил один из самых популярных и любимых народом общественных деятелей последних лет – продюсер Рубен Мхитарян. Понятно, что абсолютно самодостаточный, самореализованный и успешный в своей профессиональной деятельности человек принял решение войти в политику отнюдь не в силу амбиций или корыстных причин. Как понятно и то, что он имеет очень высокие шансы победить во втором городе Армении и тем самым нанести ощутимый удар по позициям власти, в том числе в контексте выборов.
ВОВСЕ НЕСЛУЧАЙНО ВСЯ ПРОПАГАНДИСТСКАЯ МАШИНА правящей клики моментально мобилизовалась для борьбы против Мхитаряна, используя в том числе недостойные и грязные приемы.
Казалось бы, если не все, то большинство здоровых национальных сил, и прежде всего системная оппозиция, должны были как минимум публично поддержать Рубена и помочь ему собственными ресурсами… Но ни единого заявления в его поддержку по сей день так и не было озвучено. Более того, в соцсетях уже активно пишут о том, что сторонники одного из лидеров оппозиции активно «топят» Мхитаряна. Трудно поверить, но это действительно так.
А член другой оппозиционной фракции и вовсе решил тоже выдвинуться в мэры Гюмри. Правда, пока не сообщил, от какой политсилы, что в его случае неудивительно, поскольку этот ныне беспартийный деятель в свое время успел побывать членом различных партий. Надо полагать, партия, по списку которой он прошел в парламент, его не поддерживает – уже хорошо. Обнадеживает…
Конечно, конкурентность на выборах – только на пользу гражданам-избирателям. Но опять: в той ли наша страна ситуации, когда можно следовать классическим канонам политического соперничества, надеясь в честной борьбе одержать победу? Или, наоборот, серьезность положения диктует императив объединения сил и ресурсов, а не их распыления и борьбы между собой, что на руку только властям и может закончиться их победой?
Впрочем, с объединением оппозиции в Армении всегда была напряженка. Единственный раз это случилось в далеком 1996 году, и все помнят, чем закончилось: «победа» АОД оказалась поистине пирровой, и спустя полтора года привела-таки к отставке Тер-Петросяна. Причем тогда ситуация была далека от сегодняшней – по крайней мере, не стоял вопрос сохранения государственности.
Да что говорить об объединении, если даже простое заявление в защиту преследуемого режимом известного деятеля – и то проблема для оппозиционных сил?
ЭДГАР КАЗАРЯН ПОДВЕРГСЯ ФАКТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ и получил в качестве решения суда административный надзор и запрет критиковать правоохранительные органы и судебную систему. Это действительно грубейшее нападение на свободу слова, свидетельствующее о намерении властей заставить замолчать своих самых активных критиков – вновь в контексте выборов.
И хотя совершенно очевидно, что подобное, в случае отсутствия должного противодействия, может коснуться любого из оппозиционеров, заявлений в поддержку Казаряна – просто словесного осуждения репрессий - пока так и не слышно. Высказались, правда, отдельные депутаты и деятели, но политсилы молчат. Согласны или «их хата с краю»?
Наша оппозиция очень любит сотрясать воздух критическими (и справедливыми) заявлениями в адрес продажных правозащитников, а также международных организаций, не замечающих грубых нарушений прав человека и демократии в Армении. Но сегодня впору задаться вопросами прежде всего самим себе. И прежде всего определиться: против кого и за что они собираются бороться, адекватно ли их поведение реалиям?
А главное, кого устраивает такое поведение оппозиции – системной или не системной, уже не суть важно, - и кто в конечном итоге извлечет из этого максимальную для себя и гибельную для государства пользу?