СПИСОК АНТИ-ШИНДЛЕРА

Появившаяся намедни на сайте Analitik.am публикация под длинным заголовком "Государственный театр им. Соса Саркисяна, Государственный театр песни и ряд других ГНКО будут ликвидированы" безнадежно испортила уик-энд даже деятелям культуры, не вошедшим в "список Шиндлера". Впрочем, метафора некорректна. Список Шиндлера - это во спасение. Список Минкульта - это во угробление. Так или иначе, ясно, что оптимизированное, но преисполненное оптимизма Министерство культуры не собирается останавливаться на достигнутом.

"КАКАЯ СКОТИНА ЭТА ПРИДУМАЛА!" - таков первый комментарий под материалом, получившим в культурных кругах быструю и печальную известность. Итак, Analitik.am явил миру список ровно из 20 государственных некоммерческих организаций культурной сферы, которым будет предложено - кому оптимизироваться, то есть слиться воедино, а кому так и просто накрыться хризантемами.

Факсимиле этого уникального документа не приложено, поэтому в запасе оставалась спасительная версия про утку недобитой контры - надо перепроверять. Начали звонить. Руководитель программ Минкульта премудро оказалась в отпуске и знать ничего не знала - версия о контре несколько потускнела. Еще двое лиц средней ответственности культурного ведомства сообщили - в одном случае, что пару месяцев назад такие разговоры были, в другом - что Госфилармонию действительно планируют переделать в концертный центр, объединив под ее крылом всех поющих-танцующих…

Сейчас, небось, у многих директоров ГНКО рука сжимается в кулак, и хочется побольнее стенку прибить… Ведь еще в сентябре прошлого года в очаги культуры пришла очередная "нетленка" из Минкульта. Это у министерства уже привычка, кропать "нетленки", над которой они смеялись и спрашивали: "Какой идиот это придумал!" Ибо "нетленка" являла собой таблицу, которую следовало заполнить.

Название ГНКО - допустим, театр. Дальше - коротенько его функции, что особо веселило. Теперь не до веселья. Ведь главная претензия к тем, кого собираются исключить из списка способных носить оружие, - это "повторение функций".

Для примера: в Москве кроме Большого театра есть еще Геликон-опера, театр "Новая опера", Камерный музыкальный театр им. Покровского, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Центр оперного пения Г. Вишневской, список можно продолжить. Если бы они заполняли таблицу от нашего Минкульта, все бы написали в "функциях": постановка оперных спектаклей. И все бы отправились в утиль как дублирующие деятельность и проедающие деньги налогоплательщиков. Но они не додумались! Они просто живут и гордятся многообразием форм, многообразием больших и малых талантов, чье присутствие в культурной панораме расцвечивает ее множеством неповторимых нюансов.

ЗАТО додумались мы! И теперь Музыкальный камерный театр - в оперетту, Театр марионеток - в Кукольный. Вот почему нашим соседям-грузинам не приходит в голову впихнуть куда-нибудь Театр марионеток Резо Габриадзе, театр уникальный, ставший национальным брендом? И почему нам приходит в голову впихнуть куда-то Национальный квартет им. Комитаса, заслуги которого перевесили удельный вес всех реформаторов, вместе взятых, еще до их рождения!

Грядущая оптимизация, если верить Минкульту, заденет практически все сферы искусства. В список анти-Шиндлера попали музыкальные и танцевальные коллективы, музеи, театры, киностудия и даже Центр творчества детей с особенностями развития. Что любопытно - сюда не вошли ГНКО, которые вписываются в "дублерскую" логику Минкульта, но не вписываются в персональную логику Назени Гарибян. Любые предложения слить ГНКО, куда и. о. министра самолично назначила милых ее сердцу людей, вызывают характерную, скажем так, крайне нервическую реакцию.

Но кроме оптимизации есть еще, как следует из "нетленки", ликвидация. И если с Камерным театром и Театром песни все более или менее понятно - удачные бизнес-проекты, и нечего жировать еще и на бедном государстве, - то появление в списке подлежащих ликвидации Государственного театра им. Соса Саркисяна… еще понятнее. Мотивация про то, что "Амазгаин", как мы привыкли его называть, пользуется площадкой ГИТиКа, а значит, может стать частью студенческо-экспериментального театра, не выдерживает никакой критики. Зато совершенно ясно, что никто не забыт и ничто не забыто.

О том, что нежелание подчиниться воле Назени Гарибян выйдет театру носом, было понятно еще во время развернувшихся вокруг театра событий. Снятия с госдотации, мол, идите в лоно "Амазгаин" АРФД, при котором открывались, ждали многие. И дождались. Хорошо, что этого не дождался Сос Саркисян, светлая ему память. Теперь, если декларация намерений Минкульта станет реальностью, амазгаиновцам останется пригласить в труппу бывшего директора Русского театра им. Станиславского Фреда Давтяна как товарища по несчастью и жертву личных амбиций.

МОЖНО ЛИ объяснить голому намибийскому племени химба величие "Фауста" Гете? Пустое занятие… Поэтому лучше по-простому. Люди, которые руководят культурой, почему-то на дух не принимая ни ее, ни ее деятелей, тем не менее упорно барражируют над ней, выклевывая культуре глаза, печень и сердце. Никак вы, уже раз напуганные собственной оптимизацией, безработицы боитесь, ребята? Кино что ли насмотрелись и опасаетесь, что за кусок хлеба придется в киллеры пойти? Не бойтесь!

В киллеры вас не возьмут. Киллер должен работать точно, а вы все путаете и мешаете во всех смыслах. Опять же, если вас так ломает от самой идеи многообразия форм в отечественной культуре, отцепитесь от нее. Пренебрегите! Оглядитесь вокруг - в мире всегда есть место вменяемому реформаторскому подвигу. Возьмитесь - и всерьез - за реформу правового поля. Создайте законы о спонсорстве, льготах на налоги и все прочее, что позволяет художнику прожить без вас. Тогда он сам, без подталкивания, побежит от вашего чуткого внимания, теряя тапочки. А пока вы этого не сделали - отцепитесь! Ибо ваш полный некомпетентности энтузиазм преступен. И если безработица в культурной сфере вас не сильно беспокоит, то новые арт-персонажи, готовые объявить голодовку, вряд ли прибавят вам настроения. А такие призывы уже звучат.

Основная тема:
Теги: