МИНА НЕЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

По решению премьер-министра Армении Никола Пашиняна создана рабочая группа для внедрения институтов по конфискации имущества обвиняемых в тяжких преступлениях без обвинительного приговора и обязательства обвиняемых доказывать легальное происхождение этой собственности, передает PanARMENIAN.Net.

КАК ОТМЕЧАЕТСЯ в заявлении Центробанка Армении, РА ратифицировала Варшавскую конвенцию Совета Европы "Об отмывании, о выявлении, об изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма".

Институт конфискации имущества без обвинительного приговора предусмотрен Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией, которая также была ратифицирована Арменией. Международная группа по борьбе с отмыванием денег (FATF) и мониторинговая группа Совета Европы Moneyval считают такой правовой режим необходимым.

В 2016 году Совет Европы утвердил отчет о соответствии Варшавской конвенции, в котором рекомендовал Армении принять законодательные изменения, по которым у лиц, совершивших тяжкие преступления, можно будет потребовать обоснование о происхождении их имущества. С такими же рекомендациями выступила и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: очередной сомнительный почин армянской власти активно обсуждается в экспертных кругах, вызвав серьезную обеспокоенность. Сомнительного тут действительно много, но еще больше просто опасного, о чем предупреждают юристы и экономисты. Например, экс-вице-спикер НС РА, экс-министр юстиции Арпине Ованнисян на днях заявила, что данный проект является миной замедленного действия и для страны, и для действующего правительства. Скажем прямо: г-жа Ованнисян ошибается. На самом деле речь идет о мине незамедленного действия. Очевидно, что это действие уже произошло. В тот момент, когда идея, точнее, серьезное намерение было обнародовано премьером. Теперь уместно говорить лишь о силе взрыва, его разрушительных последствиях...

То, что конфискационный замысел власти отбивает охоту у потенциальных зарубежных инвесторов вкладываться в Армении, ясно как божий день. Кто и ради чего будет рисковать своим капиталом? А риск тут очевиден: предполагается, что некие люди без решения суда будут определять, имеют ли легальное происхождение финансы и имущество того или иного лица. С одной стороны, любой крупный капитал можно заподозрить в сомнительном с точки зрения закона происхождении. С другой - эти некие люди - тоже люди, которым ничто человеческое не чуждо. Соответственно, коррупционные риски тут - как на ладони.

Кстати, в этом контексте неплохо бы вспомнить разговоры о том, что в свое время (при прежней власти) коррупционные пристрастия отдельных чиновников отпугивали иностранных бизнесменов, в частности, представителей диаспоры. А то, что при новой власти коррупция в стране отнюдь не задушена, признает сама власть, да и есть конкретные факты.

ОЧЕВИДНО и то, что идея просто не может не стимулировать волну оттока капитала из страны. Усомниться в легальности происхождения любого крупного капитала, сколоченного в Армении, можно запросто. Да что там крупного капитала, уже само по себе подозрительно, скажем, владение машиной стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, не говоря об особняках, о квартирах в элитных домах и т.д. Стало быть, можно не сомневаться, что уже сейчас, на этапе анонса конфискационной идеи, очень многие задумываются над тем, как спасти "заработанное непосильным трудом" за пределами страны. Скорее всего, сделать это удастся далеко не всем, но попытаются многие. Так или иначе, крупной утечки финансов страна вряд ли избежит.

Таким образом, подведем небольшой итог: инициатива, мягко говоря, тормозит приток в страну средств и стимулирует их отток. Подчеркну: уже сейчас ситуация такова, поскольку владельцы капитала, который завтра может быть объявлен нелегальным, фактически заранее предупреждены властью об угрозе.

Впрочем, есть угроза поопаснее. Нависла она над банковской системой в целом, которая еще держится на плаву и даже стабильна. Так вот ясно, что огромный объем капитала, который завтра может оказаться под подозрением в плане легальности происхождения, сегодня хранится в банках в виде тех же вкладов. Соответственно, уже сейчас, предвидя явные риски конфискации средств, многие предпочтут хранить деньги не в банке, а под подушкой. Это, конечно, менее эффективно, но с учетом анонсированной перспективы, пожалуй, более безопасно. А это значит, что идея стимулирует не только отток капитала из страны, но и из банковской системы.

ДА, РЕЧЬ ИДЕТ о не всегда законно заработанных средствах. Тут можно возразить, что законные деньги никто трогать не собирается. Но опять возникает вопрос: а кто судьи? Кто будет принимать решения по конфискации и насколько они (решения) будут объективными? А поскольку эти вопросы возникают, то возникает и желание подстраховаться на всякий случай. Мало ли что может произойти...

Да, сейчас в банковской системе действуют фильтры, наличие которых препятствует отмыванию денег и проникновению в сферу незаконно сформированного капитала. И можно предположить, что покушаться на вклады конфискационный механизм не будет, поскольку сомнений в легальности вошедших в банковскую сферу, прошедших через эти фильтры денег быть не должно. Но опять же с учетом человеческого и некоторых иных факторов застрахованным, скажем так, от возможных придирок быть не может даже исключительно законный капитал. Так что с точки зрения обеспечения безопасности средств подушка для многих уже сегодня выглядит надежнее банковского депозита.

Надо ли говорить о том, что может произойти в случае, если начнется массовый вывод средств из банковской сферы и помещение их под подушки? Перспектива, прямо скажем, чрезвычайно опасная, и не только для самой системы. Дело в том, что сегодня именно эта сфера является главным инвестором экономики страны. Ее дестабилизация просто разрушит экономику практически до основания.

КОНЕЧНО, у проблемы есть две стороны. С одной - провозглашенное властью стремление обеспечить социальную справедливость, вернуть награбленное народу. Безусловно, это святая цель и никак не может ставиться под сомнение. Но с другой - в порыве энтузиазма в достижении этой цели власть рискует просто полностью развалить экономику страны.

 Если бы конфискационная инициатива ограничивалась обнародованием просто идеи, то в этом случае можно было бы говорить о мине замедленного действия, осуждать и полемизировать вокруг ее плюсов и минусов. Но, увы, оказалось, что все намного серьезнее: речь идет о конкретном проекте, реализация которого - вопрос времени. Посему действие мины - незамедленное, уже сегодня воздействовавшее на сознание людей...

Основная тема:
Теги: