МАРАЗМ КРЕПЧАЕТ

Еще совсем недавно на страницах нашей  печати считалось единственно возможном говорить о Национальном академическом театре оперы и балета в самых превосходных степенях. "Прославленный", "национальная гордость" - подобного рода эпитеты сопутствовали каждому упоминанию о нем. Если же  иногда в виде исключения раздавались критические замечания, то касались они "отдельно взятых недостатков" того или иного спектакля, но - упаси бог! - не театра вообще.

НО ВОТ в последнюю четверть века все изменилось. Время от  времени театр становится центром общественного внимания. Это становится медицинским фактом: многим артистам, да и вообще всему коллективу покой лишь только снится. Только года полтора в театре было относительно спокойно. Он постепенно стал набирать высоту и, главное, завоевал внимание поклонников оперно-балетного искусства. Казалось, ничто не предвещало беды. Но вот усилиями Министерства культуры, достойными лучшего применения, вокруг театра снова забурлило.

В минувшую пятницу театр взбудоражил приказ и.о. министра культуры Назени Гарибян об увольнении директора и художественного руководителя театра Константина Орбеляна с поста директора. "Совмещение двух ответственных должностей вступает в противоречие с законом", - так Гарибян обосновала свое решение.

Это решение Министерства культуры иначе как маразмом назвать нельзя. Уже не раз от этой организации исходили приказы и директивные указания, от которых страдал весь коллектив, страдало дело. Но вот это последнее решение государственного учреждения, призванного содействовать развитию этой сферы, а не наоборот, произвело шоковое впечатление.

В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ситуации оказался человек, движимый лишь патриотическими соображениями: внести свою лепту в развитие искусства исторической родины. Ведь его задачей было помочь театру в этой кризисной для страны ситуации, когда государство не в состоянии должным образом поддержать этот очаг, поднять его уровень, вернуть в театр зрителей. Во многом это удалось Орбеляну, о чем мы писали неоднократно и повторяться не хочется. Что и говорить, наши чиновники умеют расправляться с художниками. Этого у них не отнимешь. Вроде из благих намерений, хотят как лучше, но получается как всегда. Только во вред. Что толку от того, что несколько лет назад вынужденно ушел из театра великолепный дирижер Карен Дургарян, одно присутствие которого за пультом вдохновляло оркестр, заставляло его звучать иначе. От ухода Дургаряна пострадал только театр, сам он на отличном счету в прославленном Новосибирском оперном театре, имеет в год 150 выступлений не только в Новосибирске, Мариинском и Большом театре России, но и в Европе.

Печально, что мы стали безответственны в оценках, что вся театральная кухня оказывается на всеобщем обозрении. Разве цель министерства и некоторых горе-критиков - сеять раздор? Странно как-то получается: критики довольно спокойны ко всякого рода театральной рутине, а тут прямо-таки кипение страстей. Может быть, есть смысл осознать, что Константин Орбелян - явление, выбивающееся из общего ряда, и отнестись к нему соответственно, исходя из нынешних реалий театра.

Как это ни грустно, мы не умеем даже радоваться успехам. Спектакли последнего времени, премьеры завоевали искреннее признание зрителей. Благодаря исключительно усилиям Орбеляна, его авторитету состоялись гастроли, которых давно был лишен театр. Были, конечно, какие-то коммерческие мероприятия, но так, чтобы коллектив выезжал чуть ли не в полном составе, такого давно не было.

 И.о. министра культуры Назени ГарибянПотрясение от указа Министерства культуры и срочное назначение нового директора (кстати, без соответствующего конкурса и игнорировав мнение театра) было велико не только для выдавшего виды коллектива, но и для всей творческой интеллигенции. Вместе с тем трудно было, конечно, найти другой путь для сплочения всех вокруг театра, что показало и собрание коллектива, на котором присутствовали руководители творческих союзов, научные и общественные деятели, директора музеев и простые зрители.

ОПЕРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - люди непокладистые. Как ни парадоксально, но именно это скоропалительное решение министерства так сплотило их, превратив в единомышленников, в собрание индивидуумов, которые знают, чего не хотят. Отбоя не было от желающих сказать свое слово. Все выступления звучали веско, аргументированно, эмоционально. Предложения - обратиться к премьеру с просьбой аннулировать приказ и.о. министра относительно Константина Орбеляна и потребовать увольнения самой Назени Гарибян.

Понятно, что помочь творческому коллективу труднее, чем решать все в директивном порядке. Сбросить с корабля современности авторитеты - это мы уже проходили. Создать новую культуру - это тоже старый урок. К культуре надо относиться с трепетом, основываясь на историческом опыте. Конечно, многое в культуре последних десятилетий требует переосмысления. Это требование жизни, но нельзя зачеркивать по старым рецептам все, что призвано развиваться. Негоже уподобляться бывшему первому секретарю, который по телефону рекомендовал, когда сеять и когда жать.

ГОВОРЯ О ТЕАТРЕ, мы обвиняем собственно явление культуры, а надо бы - культурную политику власти в эпоху рыночных отношений. Трудно согласиться с мнением тех, кто считает, что сначала надо поднять экономику, осуществить материальный прогресс, а потом взяться за духовную сферу. Судя по темпам нынешнего экономического созидания, это будет не скоро. Такой подход, по существу, ведет к отрицанию какой-либо целенаправленной культурной политики, обрекает духовную жизнь. Как говорил Эд. Графов, "зацепимся хвостом за синхрофазотрон и будем раскачиваться".

Будущее театра очевидно в максимальном освобождении от руководства им. Руководство должно быть не "политическое", а "цеховое". Ибо таланты нуждаются в привилегиях не меньше, чем в поклонниках. В привилегии на сосредоточенность мысли, например. На свободу от суеты, на возможность развиваться, оставаясь самим собой. Потому не мешайте работать, господа!

Основная тема:
Теги:
  • Елена Бадякина 01-Апр-2019
    Самое настоящее вредительство! Уничтожают национальное достояние! Я в октябре была на премьере балета "Гаяне" и оперы "Чио-чио-сан". Это были потрясающие постановки! Орбеляну удалось создать прекрасную труппу, а его уход из театра означает распад уникального творческого коллектива, которым республика могла бы гордиться. Этот произвол надо немедленно остановить!
    Ответить
  • Наринэ 01-Апр-2019
    В качестве аргумента о невозможности совмещать две должности говорится, что руководящую должность можно совмещать лишь с преподавательской, научной и творческой деятельностью. Если, кроме должности директора театра, второй указана должность "художественный руководитель - главный дирижер" /через черточку/ в качестве единой, возникает вопрос с каких пор деятельность главного дирижера перестала быть творческой?Почему, когда подсчитывают ставки, перечисляют 3 должности /директор, худрук, дирижер/, а понять творческую составляющую должности "худрук - главный дирижер" не могут. Или невыгодно?
    Ответить
  • Armen 02-Апр-2019
    Претенциозная статья в любительском «комсомольском» формате. Театром руководит правительство, так как он убыточен, и на свои «доходы» дальше Ленинакана не доедет.. кстати, “выдавшего виды коллектива”- надо писать «видавшего».
    Ответить
  • Княжна Нарышкина 03-Апр-2019
    Из вас, Армен , может быть ,и вышел бы корректор (ибо ошибка корректорская ) но " мыслитель " вы никакой . Формат не тот .
    Ответить