ЗАКОН БУМЕРАНГА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

Никогда нельзя общественности преподносить мишени - ни в каких бы то ни было интересах, ни для какой цели, каждый из представителей сегодняшней власти должен понять, что завтра этой мишенью может стать он сам, считает экс-депутат НС, член общественной организации "Группа "Альтернативные проекты" Ваге ОВАННИСЯН. В своей статье "Те, кто вместе нападает" он предостерегает от последствий насаждаемой сегодня внутренней враждебности, вместе с тем указывая пути выхода из ситуации.

Прежде всего Ваге Ованнисян напоминает, что основную работу геноцида в Руанде в 1994 году сделала группировка добровольцев хуту "Интерахамве". Что на языке киньяруанда интерахамве означает "те, кто вместе нападает". Этот геноцид - история о том, до каких нечеловеческих ужасов и бедствий может довести пропаганда в обществе ненависти, нетерпимости, внутренней враждебности, уверен Ованнисян.

День прагражданина

Осмелюсь утверждать, что мы не знаем армянскую общественность. Мы плохо представляем ее слои, потенциал скрытой агрессии, ее истинные ценности и остальные характерные иным обществам качества.

ИСТОРИЯ была тяжелой, исследований - мало. Мы пока живем в рамках россказней и выдуманных другими и часто нами же представлений о нас. Следовательно, этап самопознания, реального восприятия, этап трудных признаний впереди. И никто не может предсказать, к чему это приведет. Джинн уже выпущен, процесс, кажется, уже необратим. Если этот процесс оставить на самотек, умышленно или неумышленно, но из-за неграмотности неправильно направить, мы получим реальность, которой следует только избегать. Есть один путь: очень осторожно и грамотно воздействовать на процессы, воспитывать, просвещать общественность, не позволяя опасных тенденций.

Когда с площадки прозвучал приказ делить нас на "черных" и "белых", когда было выдумано разделение на революцию и контрреволюцию, когда была озвучена формула старого и нового, для меня было ясно, что дан старт ошибке, мы нажали на кнопку неправильного старта. А когда заметил, что стоящие на площадке за спиной оратора образованные люди аплодируют, не осталось более никаких сомнений - мы входим в сложный и опасный этап. Если бы площадка была более сдержанной, можно было бы предположить, что есть один слой, который понимает, что ни в одном случае, ни для какой цели нельзя разделять общественность на внутренних врагов. Потому что от этого до "тех, кто вместе нападает", недалеко.

Ни в коем случае нельзя поощрять армянскую общественность к доносам - пресечь не сможете. Зачатки этого уже заметны. Этой общественности еще никто не объяснил разницу поведения между ложным доносом 37-го и "во имя правды и закона". Домами, селами люди станут врагами, и потом долгие годы будет невозможно их примирить.

ЭТА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ не знает многого, потому что ей не сказали, не научили - поколениями напролет. Зато общество отлично знает искусство массово атаковать, нападать "множеством". Единственным человеком, кто остался в выигрыше от истории с трансгендером, стала Назени Гарибян. До выступления трансгендера консолидированной мишенью номер один армянской общественности была Н. Гарибян.

Наша общественность постоянно ждет, чтобы кого-то назначили мишенью и они бы тотально массово набросились. Безопасно набросились. На Назени Гарибян напали все, также и те, кто когда-либо Оперу изнутри не видел и эта перспектива им не угрожает. Трансгендер спас Назени, взяв на себя неистовство всего армянства. Но эту цепочку очень трудно будет остановить: завтра забудут трансгендера и перейдут к следующему, затем - к другому, потом - к сотому. Предположительно агрессия в отношении некоторых в один из дней из соцсетей перейдет в реальную жизнь, у нас будут ужасающие истории сведения счетов. Это общество никто никогда не просвещал, но до последнего использовали его безграмотность, использовали, использовали, использовали...

В этом плане самой характерной была переросшая в самую ядовитую площадку оперная площадка. Из честной спонтанной площадки свободной мысли годов формирования независимости она трансформировалась в площадку манипуляций и политического торга. Возможно, это был эквивалентный ответ политически незрелому поведению властей. Что бы ни было причиной, следствием стало то, что начиная с 2000-х разные поколения этого общества отравляли и вводили в заблуждение с этой площадки, внушали им обусловленные личным интересом идеи, впрыскивали ненависть, сеяли раскол и вражду, распространяли самую грязную ложь басистыми, крикливыми, певучими и прочими голосами. Смотря кто и на каком этапе. Сегодня эта площадка со всем своим содержательным и художественным "обаянием" плавно переместилась в социальные сети.

То, что стало твориться в социальных сетях год назад и продолжается по сей день, - это мы, наше общество. Если человек проявляет подобное поведение и демонстрирует такую систему ценностей в соцсетях, то он способен сделать то же самое дома, в семье, на работе, в армии, на улице - везде. Это само по себе уже серьезнейшая проблема. Самым серьезным барьером этому, самым эффективным решением было бы то, чтобы новая власть как гражданин была бы больше, чем соцсеть ее сторонников.

ВЛАСТЬ В АРМЕНИИ всегда должна быть более сдержанной, чем общественность, более терпимой, чем общественность, более широко мыслящей, чем общественность, более четкой, чем общественность. Никогда власть Армении не должна настропалять общественные агрессивные или реакционные потоки. Ни при каком условии. А в сегодняшних условиях, пожалуй, есть необходимость вместе праздновать день, который должен называться Днем прагражданина.

Очень осторожными нужно быть в вопросе массового воздействия лайвов и СМИ. Они на общества нашего типа обычно имеют более сильное воздействие, и очень легко сформировать злобу и враждебность в отношении тех или иных людей или слоев. Это очень обманчивый успех, потому что личности со временем сменятся, а посеянная злоба останется надолго и все время будет стремиться разряжаться, изыскивая новые адреса. Было такое СМИ - "Свободное радио и телевидение тысячи холмов" RTML, которое в одной стране столько пропагандировало черное и белое, что это закончилось неописуемой трагедией. "Радио ненависти" по иронии судьбы в своих названиях содержит слова "свободный" и "свобода".

Очень осторожными нужно быть с лайвами. Потому что ни один фейк никогда не может нанести столько вреда, не может посеять столько раскола и неопределенности, сколько лайв должностного лица с четкими именем и фамилией.

Все слои армянской общественности не раскрыты: это пока темный лес, никогда нельзя знать, какими будут реакции, последствия и выводы. Когда в каком-либо кабинете будет подготовлено письмо очередной скотины, следует помнить, что у серьезной власти в Армении абсолютно иная задача: просветить, утихомирить общественность. Обратное ведет совершенно в другое место. Письмо выдумают, распространят, забудут, но массы станут более потерянными, заблудшими, дезориентированными. В этих условиях любого человека или любую идею можно сделать мишенью и "агрессивным множеством" напасть на нее.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ процессом всего этого является страх. Когда действует закон "Те, кто вместе нападает", остальные начинают остерегаться, бояться. Страх пожирает личность, его голос. Остальные, которые не разделяют точку зрения массы, начинают бояться поднимать свой голос, говорить о своем несогласии. Когда месяцы назад начался информационный поход против Р.Кочаряна, когда его начали винить во всех возможных и невозможных грехах, многие из тех, кто понимал, что большая часть дела - из разряда направляемого фольклора, побоялись громогласно сказать об этом. Перед ними было агрессивное множество с его направляемой злобой. Не подумайте, что это было обусловлено всего лишь личностью Кочаряна. Когда толпа набросилась на Назени Гарибян, члены "Моего шага" (которые, кстати, отлично знали, что это игра не Н. Гарибян), не стали бороться за нее, не защитили ее, не вышли против "множества", а предпочли не светиться, поскольку перед ними было множество. Следовательно, пусть никому не кажется, что он застрахован от такого и его команда, соратники и сторонники отстоят его, когда "множество" однажды нападет на него.

Каково же решение вопроса?

Мы должны понять важность проблемы. Это не теоретическое обсуждение, это очень конкретный вопрос - с конкретной реальностью и конкретными последствиями. Нужно опасаться ползучих тенденций повесить, сжечь, донести, отречься.

МЫ ДОЛЖНЫ сформулировать новое правило игры: ни для какой цели, ни в каких интересов отныне не позволять возведения внутренних баррикад, внутренних разделительных линий, не позволять сеять внутреннюю вражду.

Мы должны быть очень осторожными в формулировках, касающихся национальной безопасности, чтобы вдруг не запустить в обращение какую-либо идею, которая завоюет сердца общественности (по примеру сдачи Карса красным туркам).

Очень важно, чтобы власть своевременно и четко формулировала свою точку зрения относительно всех важных вопросов. Это касается всех властей. Неустойчивая позиция власти, отсутствие у нее мнения - самая плодородная почва для развития опасных общественных настроений. К сожалению, наши общественные институты пока с большим трудом генерируют здоровые идеи, и, как правило, в случае отсутствия официальной точки зрения начинается поток антинаучных и незаконных мыслей.

Никогда нельзя общественности преподносить мишени - ни в каких интересах, ни для какой цели. Это нескончаемый процесс. И это быстрее всех должны понять члены правительства и 88 депутатов НС. Спустя определенное время мишенью станут они: это нужно осознать сейчас - в момент высокого рейтинга. Нужно начиная с этого момента сделать все, чтобы потом настроения не стали бы до неуправляемости агрессивными.