СУДЬИ НА "СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ"

Какую цель преследует исполнительная власть, желая наказать одновременно всех судей Кассационного суда, причем накануне важнейшего политического процесса?

ДНЕЙ ДЕСЯТЬ назад министр юстиции А. Зейналян направил в Высший судебный совет (ВСС) ходатайство о возбуждении дисциплинарного производства в отношении 11 судей палаты по гражданским и административным делам Кассационного суда РА, то есть всех без исключения судей палаты во главе с председателем. Событие беспрецедентное, что и говорить. До сих пор ни один министр юстиции не додумался ходатайствовать о привлечении к дисциплинарной ответственности ни одного судью Кассационного суда. Судей первых инстанций привлекали, и не раз, здесь ничего удивительного нет. А вот к касте высших судей никто и никогда еще не пытался подступиться с какими-то взысканиями.

Но и это еще не все. Не успели в Высшем судебном совете переварить эту новость и поразмыслить на тему "как быть?", как министр юстиции, явно войдя во вкус, обратился в ВСС с новой инициативой: привлечь к дисциплинарной ответственности и судей палаты по уголовным делам Кассационного суда РА, опять-таки в полном составе. То есть в количестве 9 человек. Таким образом, Артак Зейналян требует ни много ни мало наказать абсолютно всех судей Кассационного суда, без каких-либо исключений. Такое в истории Третьей Республики происходит впервые.

К ПОДОБНОМУ решению министр пришел на основании поступивших жалоб адвокатов, фамилии которых публиковать воздержимся. И жалобы эти,  на взгляд Зейналяна, заслуживают столь суровых последствий. Кстати, обе палаты высшей судебной инстанции с некоторых пор возглавляют женщины - Рузанна Акопян и Лилит Тадевосян.

Одним словом, нонсенс. И вполне понятно, что в Высшем судебном совете есть над чем поломать голову. А времени на размышления не так уж много - решение, по закону, должно быть принято в течение двух недель. Вернее, будет 2 отдельных решения, по каждой из палат, в соответствии с последовательностью обращений министра. И дни  вынесения этих решений будут разными.

Ситуация, конечно, нестандартная. И по-своему даже веселая. А вдруг Высший судебный совет не мудрствуя лукаво возьмет да и придет к заключению, что министр юстиции, конечно же, прав. И претензии его к судьям Кассационного суда  во всех отношениях обоснованны - а как же иначе? В  них (действиях) явно присутствуют признаки существенного дисциплинарного нарушения, а следовательно, судей следует без промедления строго наказать. А чтобы не мелочиться, самое правильное - приостановить их полномочия.

ВОТ ТУТ-ТО и начнется самое интересное. Ведь если ВСС одним махом приостановит полномочия всех 20 судей Кассационного суда, кто будет вершить в стране высшее правосудие? Каким образом должен будет осуществляться этот процесс? И как же быть в таком случае с правом на справедливое судебное рассмотрение, гарантированным статьей 6 Европейской конвенции по правам человека? И еще. Какую цель преследует исполнительная власть, желая одновременно привлечь к ответственности всех  судей высшей судебной инстанции? А то, что делается это не просто так, а с конкретной целью, вряд ли может вызывать сомнения.

Если же заранее понятно, что полномочия приостановлены не будут, то выходит, что максимальное наказание, которое могут получить судьи, - строгий выговор. И то, что по инициативе исполнительной власти в стране будет расшатана независимость судебной власти, самой, кстати, хрупкой ветви власти, это еще полбеды. Главная беда в том, что помимо судебной власти действующий конституционный орган в лице Высшего судебного совета вынужден заменить судебную власть и осуществить правосудие. Иначе назвать этот процесс нельзя, поскольку если ВСС примет решение, в котором будет дана оценка судебному акту Кассационного суда, который имеет окончательную силу, то получится, что исполнительная власть воспринимает ВСС как надзирающий орган в отношении высшей судебной инстанции.

           Заметим, однако, что даже Евросуд не позволяет себе и не может по своему статусу дать заключение о том, что в результате нарушения  конвенционных норм какая-либо судебная инстанция должна нести дисциплинарную ответственность. Как известно, в случае необходимости ЕСПЧ обязывает власти дать соответствующую компенсацию гражданину, чьи права были нарушены в ходе судебного рассмотрения.

НИКТО НЕ ОТРИЦАЕТ, что судьи - тоже люди и могут ошибаться. И судьи высшей судебной инстанции - не исключение. Но рвение и спешку исполнительной власти, решившей продемонстрировать судьям игру мускулов или, проще говоря, показать им "свое место", причем прямо перед началом рассмотрения важнейшего политического процесса, дела "1 марта", мягко говоря, правомерными не назовешь.       

Исполнительная власть свое слово сказала. Теперь решение за Высшим судебным советом. Если даже там сочтут, что, к примеру, нарушение есть, но не является грубым и явным, то могут министру и отказать. Но очень интересно, в чем же таком страшном провинились судьи обеих палат, что их решили проучить? Многим не терпится узнать подробности. И если выяснится, что имеет место буря в стакане воды, то есть поводом для публичной порки судей стало достаточно незначительное деяние, то получится, что выводы насчет давления на судебную систему  имеют под собой твердую, каменистую почву. Нам бы этого не хотелось...

Основная тема:
Теги: