ВОПРОС АСКЕРОВА И ГУЛИЕВА СТЕПАНАКЕРТ НЕ ОБСУЖДАЕТ

В минувшую субботу выстрелом с азербайджанской стороны был тяжело ранен военнослужащий Армии обороны Арцаха Зороглян Аганик Гарникович. На фоне разнообразных фестивалей и выставок информация прошла не очень заметно. Оно и понятно: с аппетитом дегустирующий блюда национальной кухни премьер выглядит гораздо веселее и обеспечивает СМИ гораздо более широкую аудиторию, чем скудная информация о ранении военнослужащего.

МЕЖДУ ТЕМ очевидно, что событие знаковое: достаточно долгое время Баку воздерживался от эскалации на линии противостояния с Арцахом, но сейчас ситуация постепенно меняется. Представители Минобороны Арцаха уже обнародовали статистику об участившихся обстрелах на линии соприкосновения, и вот теперь военнослужащий Армии обороны Арцаха получил тяжелое ранение в голову.

Баку долгое время сдерживался от интенсивных провокаций, и объяснялось это устными договоренностями, которые Пашинян и Алиев заключили в лифте города Душанбе. Вместе с тем относительное затишье на линии соприкосновения давало повод говорить о том, что договоренности об усилении мониторинга и контроля на линии соприкосновения, договоренности, которые упорно реализовывали прежние власти Армении, уже не актуальны. Дескать, Ереван и Баку уже ведут конструктивные переговоры, сами соблюдают режим прекращения огня и, более того, готовят новые миротворческие инициативы. Чего еще желать?

Что же произошло с "гуманизмом" Баку в преддверии уже практически заявленной очередной встречи Мнацаканяна и Мамедъярова, на этот раз в США? Что вызвало высочайший гнев президента Азербайджана, решившего возобновить свою традиционную тактику шантажа? Что в подготовительных работах по встрече глав МИД Армении и Азербайджана не устроило Баку?

Мотивы поведения азербайджанского мафиози большой загадкой не являются. В данном случае Ильхам Алиев таким образом выражает свое высочайшее недовольство реакцией Степанакерта на пробиваемую Баку идею так называемого обмена пленными и заложниками по принципу "всех на всех". Как известно, недавно и глава МИД России Сергей Лавров говорил о том, что такой подход полезен для налаживания доверия между сторонами конфликта, в том числе и нагорно-карабахского конфликта.

НО ВСЕ ДЕЛО в том, что пленные и заложники - это одно, а диверсанты и тем более диверсанты-убийцы - совсем другое. А в НКР, напомним, отбывают срок двое осужденных арцахским судом азербайджанских диверсантов - Аскеров и Гулиев. Осужденных в том числе и за убийство случайно оказавшегося на их пути семнадцатилетнего юноши.

Судя по всему, Алиев надеялся, что Ереван надавит на Степанакерт и на очередной встрече Мнацаканяна и Мамедъярова можно будет ожидать некоторых подвижек в этом вопросе. Однако 3 мая, за день до тяжелого ранения военнослужащего Армии обороны Арцаха, МИД Арцаха озвучил свою позицию.

Представитель МИД Арцаха Артак Нерсисян, отвечая на вопрос tert.am о том, возможен ли обмен по принципу "всех на всех", имея в виду также Аскерова и Гулиева, напомнил, что после обмена пленными в мае 1996 года в последующем попавших в плен азербайджанских военнослужащих или же случайно перешедших границу гражданских лиц власти Арцаха по их согласию и при посредничестве Международного Комитета Красного Креста передавали азербайджанской стороне.

Но, подчеркнул Артак Нерсисян, в настоящее время на территории Арцаха нет военнопленных, следовательно, Степанакерт не является адресатом данного предложения. Артак Нерсисян выразил убежденность, что проблема военнопленных должна решаться в строгом соответствии с нормами международного гуманитарного права, а предлагаемый азербайджанской стороной принцип обмена "всех на всех" является искусственной повесткой, созданной Баку в нарушение Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним.

P.S. Полагаем, было бы уместно, чтобы в перерыве между дегустациями блюд армянской кухни ситуацию с ранением военнослужащего Армии обороны Арцаха прокомментировал премьер-министр Армении.

Основная тема:
Теги: