РЕФОРМА ИЛИ САМОЦЕЛЬ?
Руководитель Специальной следственной службы Сасун Хачатрян, прославившийся своими, мягко говоря, популистскими, а самое печальное - далекими от права высказываниями, 1 июля в беседе с журналистами подтвердил намерение властей расформировать ССС в рамках антикоррупционной стратегии.
РАЗРАБОТКА данной стратегии, которой занимается правительство, ведется в атмосфере большой секретности. И если раньше всеми законодательными реформами занимались в основном соответствующие подразделения Минюста, то сейчас многое делается за рамками этого ведомства. Например, над воплощением в жизнь идеи о конфискации незаконно приобретенного имущества без решения суда усиленно работает группа под руководством советника премьер-министра Егише Киракосяна. Помнится, когда-то эту идею высказывал и активно защищал Ваге Григорян, и думается, что его роль в реализации этого проекта сегодня опять же достаточно велика. Еще большей неожиданностью оказалась новость, что правящая партия "Мой шаг" давно занимается разработкой проекта по веттингу, а нам всем до недавнего времени это было совершенно невдомек. Иными словами, наши бархатные власти - мастера на сюрпризы и разные неожиданности законодательного характера. Но вернемся к ССС.
Помнится, орган этот был создан в рамках судебно-правовой реформы времен Давида Арутюняна. В 2007 году Специальная следственная служба РА приступила к исполнению своих обязанностей, состоящих в осуществлении следственных действий в отношении высокопоставленных чиновников, депутатов, представителей спецслужб и силовиков, в числе прочих расследующая преступления, связанные с избирательным правом и т.д. Первым руководителем ССС стал Андраник Мирзоян, долгие годы проработавший в Генпрокуратуре, в частности, на серьезнейшей должности главы следственного управления этого ведомства. Проработав 6 лет, поставив на ноги данный следственный орган, в 2013 году он уступил должность другому профессионалу, Ваграму Шагиняну, прокурору со стажем. И, как мы все прекрасно помним, после бархатных событий третьим и последним главой ССС был назначен сын бывшего председателя уголовной палаты Кассационного суда Мгера Хачатряна Сасун Хачатрян.
БЫВШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ и, что греха таить, личность до вступления в должность малоизвестная (разве что заслугами отца) прославился историей с прослушкой его беседы с Артуром Ванецяном, перлами типа "хочешь не хочешь, придется арестовать", о судье Грачике-Вачике, жонглированием буквой закона в деле "1 марта", заявлениями о громких, но непонятно куда исчезающих разоблачениях и, наконец, отказом в возбуждении уголовного дела по факту блокирования судов. Руководимое им ведомство не усматривает в этом вопиющем событии состава преступления, то есть очевидного попрания Конституции и законов РА. Хотя чему удивляться? Всего этого не усмотрели ни Генпрокуратура, ни другие компетентные органы.
Между тем расформирование ССС обсуждалось с 2013 года, эта тема активизировалась в 2014-м после создания Следственного комитета (СК) РА. В тот период велись активные обсуждения расформирования не только ССС, но и следственных подразделений Службы национальной безопасности и Государственного комитета доходов. Исходили из анализа функций этих органов, по сути, дублирующих друг друга, и пришли к заключению, что эффективную работу можно обеспечить их сокращением при условии создания в рамках СК отдельных специализированных подразделений. Тогда разговоры так и остались разговорами. А сейчас, похоже, ситуация меняется. Вопрос лишь - в лучшую ли сторону? Или, проще говоря, что это даст на деле?
То, что следственных органов и органов дознания в маленькой Армении намного больше, чем в огромной Америке, это факт. С другой стороны, на сегодняшний день совершенно непонятно, что нас ждет в рамках так называемой антикоррупционной реформы. Поговаривают, что будут созданы специализированные суды, то есть своего рода ССС в судебной системе. У многих юристов есть серьезное опасение, что антикоррупционная реформа - своего рода самоцель, когда производят законодательные изменения и лишь потом, задним числом, начинают думать, мотивировать и вообще задаваться вопросом: а для чего это?
МЕЖДУ ТЕМ хотелось бы напомнить, что в 2018 году парламент принял закон о создании комиссии по борьбе с коррупцией, которая почему-то так и не была сформирована и не приступила к работе. Многие, естественно, не забыли об этом и считают, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы вывести ее на арену.
Но пока конкретики нет. Непонятно, что будет с аппаратом ССС (а сотрудников там достаточно много: следственная часть и административные работники). На вопрос, кто возглавит новый антикоррупционный орган - действующий глава ССС или кто-то другой, Сасун Хачатрян ответил, что не знает, решать не ему. Вопрос, конечно, преждевременный, но думается, что все-таки не ему будет доверено руководить новой структурой, на которую, по-видимому, возлагают большие надежды. Хочешь не хочешь…