НА ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ БАЗЕ

На заседании правительства Армении утвержден проект о внесении изменений в закон "О минимальной месячной заработной плате", передает Aysor.am.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра труда и социальных вопросов Гемафин Гаспарян представил инициированный депутатами парламентской фракции "Мой шаг" Вараздатом Карапетяном и Бабкеном Туняном проект, согласно которому предлагается установить минимальную зарплату вместо 55 тысяч драмов 63 тысячи драмов, в то время как правительство предлагает повысить порог до 68 тысяч драмов.

Заместитель министра представил основы расчета, где придается важность минимальной потребительской корзине. "Напрямую изменятся зарплаты 45 тысяч работников в частном секторе и 35 тысяч работников в государственной сфере, получающих минимальную зарплату", - сказал он, отметив, что их заплата увеличится на 23-24%.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: конечно, эффект от столь существенного повышения минимальной зарплаты с точки зрения социальной защиты очевиден. Особенно если учесть, что, согласно представленным расчетам, оплата труда 80 тысяч работников увеличится почти на четверть. Другое дело, что для практической реализации подобного шага необходимы немалые финансовые ресурсы и это может стать серьезным давлением на бюджет. По приблизительным подсчетам, повышение зарплат 35 тысячам работников государственного сектора на 13 тысяч драмов будет обходиться бюджету в 455 миллионов драмов в месяц. Скажем прямо: такая нагрузка на казну весьма ощутима.

Впрочем, бюджет в принципе мог бы выдержать такое давление дополнительных расходов, если бы оно (давление) оказывалось только в одной точке - в сфере минимальных зарплат. На самом же деле дополнительные расходы правительство инициировало в ряде сфер. К примеру, в сфере здравоохранения. Недавно правительство приняло решение, согласно которому дети в возрасте до 18 лет будут получать медпомощь бесплатно.

На этом фоне, хотя и важных, но дополнительных бюджетных затрат, принятый недавно Национальным Собранием Налоговый кодекс и, в частности, выравнивание подоходного налога лишают казну налоговых доходов в несколько десятков миллиардов драмов. Иными словами, расходы бюджета на программы с социальным эффектом вырастут на фоне существенного сокращения доходов от налоговых нововведений.

ТУТ, КОНЕЧНО, можно вспомнить пресс-конференцию премьер-министра, на которой в числе 100 фактов Никол Пашинян сообщил о том, что доходная часть бюджета в этом году будет перевыполнена не на 40 миллиардов драмов, как ранее предусматривалось, а на 62 млрд. Однако, во-первых, не были указаны конкретные источники дополнительных доходов. Во-вторых, перевыполнение плана по налоговым сборам не является бесспорным фактом, это всего лишь планы, которые могут и не реализоваться. По сути, речь идет о гипотетических деньгах. И вот, опираясь на эту гипотетическую финансовую базу, правительство инициирует дополнительные расходы.

Можно предположить, с какой целью это делается. Ясно, что рейтинг власти падает и необходимо поддержать его инициативами с социальным акцентом. Но эти инициативы придется реализовать на практике, в реалистичность чего верится с трудом.

Возвращаясь к идее повышения минимальной зарплаты, стоит обратить внимание на то, что частному сектору - точнее, работодателям частного сектора - эта инициатива явно не очень понравится. По сути, правительство заставляет их идти на дополнительные расходы по линии оплаты труда работников. И тут возникают риски, связанные с ростом скрытой занятости, сокращением штатов. И вообще с демотивацией бизнеса. Того бизнеса, который, собственно, и должен обеспечивать налоговые доходы казны.

Основная тема:
Теги: