ТЕСТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВАЛЕН
Энергетический коллапс, техногенная катастрофа, возврат в 90-е, диверсия, саботаж... Как только не комментировалась случившаяся в среду крупная авария в армянской энергетической сети, в результате которой примерно 70 процентов территории страны было обесточено. Позже, спустя час-полтора после тотального отключения света, конечно, кое-что прояснилось.
ОКАЗАЛОСЬ, что произошел сбой в сети, приостановлена работа двух крупнейших генерирующих предприятий - 5-го блока Разданской ТЭС и Ереванской ТЭС, есть разные версии относительно причин сбоя, но наиболее вероятная из них - авария в иранской сети, синхронизированной с нашей. Спустя еще несколько часов энергоснабжение республики было восстановлено, и можно в принципе сказать, что инцидент исчерпан. Исчерпан-то исчерпан, но, как говорится, осадок все же остался. Чтобы увидеть этот осадок, вернемся к хронике событий...
Примерно через полчаса после того, как повсеместно вырубился свет, на улицах столицы возникли колоссальные пробки из-за неработающих светофоров, а в вагонах метро застряли люди, вице-премьер Тигран Авинян посредством Facebook сообщил о том, что Ереванская ТЭС и 5-й энергоблок Разданской ТЭС отключены из-за аварии в энергетической системе. Вслед за вице-премьером подключились к делу оповещения населения относительно энергетического ЧП министр здравоохранения и министр образования, науки, культуры и спорта.
"В стране серьезный дефицит электроэнергии, прошу максимально экономить электроэнергию, чтобы ее хватило важным учреждениям. Выключите кондиционеры, лишние лампочки и т.д.", - написал в Facebook Арсен Торосян. А Араик Арутюнян сообщил, что призвал в курируемых им учреждениях сократить до минимума использование электроэнергии и призвал граждан то же самое сделать в квартирах и офисах, выключить лишние лампочки, кондиционеры. "Гражданская ответственность должна быть общей", - отметил Арутюнян.
Спустя еще некоторое время координатор общественной организации "Союз информированных граждан" Даниел Иоаннисян сообщил, опять же через Facebook, что Армянская атомная станция находится в режиме планового отключения, отключены Ереванская ТЭС и 5-й энергоблок Разданской ТЭС, работают только гидроэлектростанции, обеспечивающие 30-40 процентов потребности страны в электроэнергии.
КОНЕЧНО, надо поблагодарить упомянутых должностных лиц и гражданского активиста за свой вклад в дело информирования граждан. Но тут нельзя не заметить один любопытный штрих: первые комментарии о сложившейся ситуации прозвучали из уст не самых компетентных в энергетической сфере лиц. Заметьте, вице-премьер, министр здравоохранения, министр образования, науки, культуры, спорта, наконец, координатор общественной организации. Вот состав деятелей, которые первыми объясняли согражданам, что случилось.
Да, в силу объективных обстоятельств в числе, точнее, в авангарде реакции на ЧП не оказалось премьера, обязанного быть самым компетентным во всех, даже в самых специфических сферах должностным лицом. Пашинян был занят Туском, но, если честно, заменили его в данном процессе люди, авторитет которых по части энергетической специфики вызывает небольшие сомнения. Пожалуй, единственным профессиональным и ответственным откликом на энергетический форс-мажор стала спустя часы после аварии пресс-конференция заместителя министра территориального управления и инфраструктур Акопа Варданяна, сообщившего со знанием дела об энергетических проблемах.
Теперь о том самом осадке, который остался после исчерпания инцидента. Так вот, в стране, в которой энергетика является стратегической сферой, напрямую связанной с безопасностью государства и его граждан, сферой, которая является локомотивом экономики, министерства энергетики нет. Нет специального энергетического подразделения в структуре правительства. Это нонсенс. По сути, ЧП в энергосистеме, произошедшее в среду, оказалось неким тестом для новой структуры правительства, в которой не нашлось места отдельному регулятору важнейшей отрасли хозяйства страны. И этот тест, это испытание на жизнеспособность и эффективность новой структуры исполнительной власти, пожалуй, были провалены. А ведь после "темной" среды энергетическая сфера не перестала быть стратегической, от подобных и более серьезных ЧП в будущем мы не застрахованы. И что? Опять государственное регулирование энергетической сферы будет символизировать лицо Арсена Торосяна или Араика Арутюняна? Хотя, возможно, повезет, и в день возможного следующего "блэкаута" график встреч премьера окажется менее насыщенным.
Несколько месяцев назад экс-министр юстиции Артак Зейналян, оправдывая проект новой структуры правительства, заявил, что ее (структуры) эффективность определена интуитивно. Судя по всему, интуиция проглядела возможность форс-мажорных ситуаций, в которых могут оказаться стратегические, но, по сути, ставшие бесхозными отрасли...