ОППОЗИЦИЯ ДОЛЖНА ВЫСТУПИТЬ С СОВМЕСТНЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ПО ВОПРОСУ АРЦАХА

Ситуация в Армении все больше напоминает 1997-1998 годы, когда проигравший президентские выборы, но силой оставшийся у власти Левон Тер-Петросян приступил к осуществлению своего плана по вопросу Арцаха. В чем заключался этот план – хорошо известно, столь же известно, чем это для него закончилось в феврале 98-го. Вспомним лишь, что, уходя, он мстительно и зловеще предрек, что, дескать, Армения вынуждена будет годы спустя согласиться на этот план, но уже на худших условиях.

ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ конфликта на фоне практического безразличия и преступного попустительства армянской стороны, на первый взгляд подтверждает прогноз первого президента. На самом же деле у этой медали есть гораздо более действенные вторая и третья стороны. Это, во-первых, отстранение от власти Тер-Петросяна именно за подобные намерения в вопросе Арцаха (хотя, безусловно, позорные выборы 96-го года сыграли очень важную роль) как предупреждение все желающим пойти тем же путем. А во-вторых, это процесс, который имел место единственный раз за историю Третьей Республики именно тогда, в середине 90-ых: беспрецедентное объединение оппозиционных сил, позволившее выдвинуть единого кандидата на президентских выборах.

Что имеем сегодня? Возрастающая день ото дня тревога за Арцах, обостряющаяся внутренняя обстановка на фоне катастрофичного положения с коронавирусом и углубляющийся губительный и искусственно подогреваемый раскол народа. Это, пожалуй, те три вопроса, по которым у оппозиционных сил нет разногласий. Ситуация с лидером «Процветающей Армении» словно катализировала процессы, одновременно подстегнув внепарламентскую оппозицию начать объединение – по крайней мере, если верить СМИ, идут интенсивные консультации. Почти все партии и объединения выступили по этому поводу с заявлениями, а 16 июня появилось и совместное заявление трех партий – АРФ «Дашнакцутюн», «Айреник» («Родина») и «Одна Армения». 

Тем не менее, процессы несколько запаздывают по сравнению с той усиленной работой, которую проводит власть по укреплению своих позиций (об эффективности этих усилий - разговор особый). Можно предположить, что замедление связано с вечной проблемой политической ревности и объясняется нежеланием до поры до времени отставить в сторону личные амбиции, в частности, вопрос конкретного кандидата на пост премьера, поставив во главу угла проблемы государства и народа. Только подобное объединение позволит общественности поверить в то, что оппозиционные силы действительно руководствуются интересами страны в первую очередь, а уж затем – стремлением прийти к власти.

В ЭТОМ СМЫСЛЕ НАИБОЛЕЕ ТРЕЗВЫМ ПОДХОДОМ СТАЛО БЫ формирование антикризисного комитета или кабинета – называйте как хотите, - который носил бы временный характер и поставил перед собой цель выхода страны из глубокого кризиса. А именно - решение тех трех острейших проблем, по которым, повторюсь, у оппозиции нет разногласий: позиция Армении по вопросу Арцаха, коронавирус, преодоление раскола и сплочение здоровых общественных сил. Первым же шагом на этом пути должно стать четкое, жесткое, однозначное и громкое заявление объединенной оппозиции – не только политических, но и общественных сил – в защиту Республики Арцах.

Это тот шаг, который будет направлен как на внутреннюю аудиторию, так и на внешнюю. Шаг, настоятельно продиктованный стремительно возрастающей угрозой над Арцахом, следовательно – и Арменией, реальнейшим вызовом армянскому народу, который (вызов) настоятельно требует адекватного и солидарного ответа нации – в том числе в Диаспоре. Мессидж, который покажет и сопредседателям, и силовым центрам, и всему миру, что армянский народ не позволит в очередной раз играть судьбой Арцаха и Армении ради сомнительных геополитических интересов и в угоду геноцидальным аппетитам Турции.

Подобное заявление способно сыграть важную роль как с точки зрения внешней политики и процесса урегулирования, так и во внутриполитических процессах. Оно может несколько отрезвить и власти, вынудив их предпринять какие-то действия на внешней арене, дабы «не отставать» от оппозиции. Неважно, что это может носить, как обычно, популистский характер – важнее, что позиция армянских государств по ключевому вопросу будет зафиксирована на внешнеполитическом поле.

С первого же дня прихода Никола Пашиняна к власти многие эксперты и политики четко высказывались о том, что истинной целью «революции» является именно решение вопроса Арцаха по лекалам, не отвечающим интересам армянского народа. По тому сценарию, сторонником которого был первый президент, сегодня отчаянно питающий надежды на то, что ему удастся, наконец, при жизни увидеть свои сбывшиеся мрачные прогнозы. И забывающий о второй части сценария, ответственность за которую взял на себя народ, ведомый объединенной политической оппозицией. О той части, которая всегда будет обречена на реальность.