ВСЕХ НА ВСЕХ: ПРЕДЛОЖАТ ЛИ ПОСРЕДНИКИ АРМЕНИИ И АЗЕРБАЙДЖАНУ ВЕРНУТЬ ЗАДЕРЖАННЫХ ГРАЖДАН?

12 июня в армянском приграничном селе Арегуни Гегаркуникской области объявился гражданин Азербайджана. Согласно информации СМИ, это 26-летний пастух, перешедший границу из-за ссоры с не заплатившим ему чабаном. Позднее СНБ подтвердила, что по подозрению в незаконном пересечении государственной границы РА был подвергнут приводу 26-летний мужчина, азербайджанец по национальности. Сообщалось также, что ведутся работы по выявлению всех обстоятельств незаконного пересечения границы.

БУДУТ ЛИ ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАЗЪЯСНЕНЫ ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ – вопрос в данном случае не столь важный. Гораздо важнее, что этот инцидент создает все условия для реализации того призыва, с которым не раз выступали и Азербайджан, и сопредседатели, в частности, российский МИД. Речь идет об обмене всех на всех удерживаемых лиц в качестве "меры доверия в рамках подготовки народов к миру". С переходом на армянскую территорию второго гражданина Азербайджана этот вариант становится абсолютно полноценным и соразмерным.

В настоящее время в Армении и Азербайджане содержатся по два гражданина с обратной стороны. И их возвращение действительно стало бы той самой гуманной акцией, о которой не перестают твердить посредники. Другое дело, что в гуманитарный сам по себе вопрос давно вмешалась политика, превратив возвращение удерживаемых лиц в лицемерные и по сути своей преступные призывы азербайджанской стороны. В Баку не скрывают, что их истинной целью являются двое преступников-убийц, отбывающих наказание в шушинской тюрьме, проявляя при этом циничное равнодушие к тем своим гражданам (до случая 12 июня – одному), кто находится в Армении. Посредникам хватает благоразумия не говорить об этом прямо, но, тем не менее, подразумевать и осужденных диверсантов.

Армянская сторона в лице МИД не раз указывала на то, что Армения привержена реальным гуманитарным действиям и принципам, которые, однако, не должны подстегивать безнаказанность, особенно в случае тяжких преступлений. В последний раз такое заявление прозвучало 14 мая в ответ на очередной призыв из Баку.

"Преднамеренное убийство несовершеннолетнего – тяжкое преступление в любом случае. Именно поэтому принцип "всех на всех" не должен служить оправданием безнаказанности и грубого нарушения норм международного и гуманитарного права. Преступления, совершенные на почве ненависти, приводят к новым преступлениям и нарушениям международного права. А героизация преступников на почве ненависти, культ этих людей – уже тяжелый случай", - отметила пресс-секретарь МИД Анна Нагдалян, напомнив о будапештском убийце Сафарове.

Отметим, что с учетом оглашенного 26 мая решения Европейского суда по правам человека по делу Сафарова, этот и без того важнейший аргумент становится еще более убедительным.

В Баку на официальном уровне пока что хранят гробовое молчание относительно перешедшего границу своего гражданина – были лишь сообщения в прессе со ссылкой на армянские СМИ. Однако можно не сомневаться в том, что призывов "обменять всех на всех" оттуда на сей раз не последует. Просто потому, что речь идет об обычном пастухе, не представляющем интереса для Алиева, в отличие от матерых преступников и шпионов, засланных в Арцах спецслужбами Азербайджана.

Уже не говоря о том, что в Азербайджане по понятным причинам отказываются признать тот факт, что вопрос совершивших преступление в Арцахе и осужденных судом Степанакерта граждане Азербайджана находится в исключительной юрисдикции властей Республики Арцах, куда Алиеву и следует обращаться. Хотя вряд ли даже в этом случае они будут возвращены – слишком тяжкое преступление было совершено 4 июля 2014 года. И официальный Степанакерт многократно четко и однозначно выражал свою позицию по этому вопросу.

В СОЗДАВШЕЙСЯ НОВОЙ СИТУАЦИИ ИНИЦИАТИВА ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ от армянской стороны и сопредседателей. Именно Ереван должен в пределах своих полномочий предложить возврат всех на всех – двух на двух. И это будет логично, правомерно, гуманно и в полном соответствии с нормами международного права. У Армении появился реальный шанс вернуть, наконец, своих граждан – Карена Казаряна и Араика Казаряна, который нельзя упустить. Тем более, что по меньшей мере одного из них – жителя приграничного тавушского села Карена Казаряна, осужденного в Гяндже без каких-либо причин на 20 лет лишения свободы, - есть все основания считать похищенным азербайджанской стороной именно с целью последующего обмена на преступников.

Ситуация может стать своеобразным лакмусом и для сопредседателей. Если они искренни в своем стремлении к гуманитарным процессам в регионе и привержены международным правовым нормам, то должны выступить с призывом о возвращении удерживаемых лиц. Не политизируя вопрос и не давая оснований подозревать себя в нечистоплотных намерениях и стремлении за счет армянской крови услужить Алиеву.