ПАШИНЯН СТРОИТ ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ?

За несколько дней до объявления чрезвычайного положения, еще во время агиткампании конституционного референдума, власти запретили группе молодых активистов проведение по центральным улицам столицы шествия под лозунгом "Армения – правовое государство". Вообще-то (по закону) никакие публичные акции не могут быть запрещены, если только их лозунги не противоречат действующей Конституции. Но что-то, видать, встревожило Пашиняна в словосочетании "Армения – правовое государство". То ли просто непривычное словосочетание, то ли на воре шапка горит.

ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА ПАШИНЯНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ моих возможностей, поэтому не могу сказать, по какой именно причине шествие запретили, но, думаю, правильно поступили. Ибо не может в правовом государстве премьер в ответ на публичные обвинения в торговле оружием заявить, что в настоящее время обсуждается вопрос об ужесточении правил ношения масок. Это что, сограждане? Это косвенное признание?

Саму историю о торговле оружием, которая стала известна общественности благодаря бывшему послу РА при Святом Престоле Микаэлу Минасяну, пересказывать не буду, ибо об этом уже подробно писали мои коллеги. Однако некоторыми соображениями, с вашего позволения, поделюсь.

Начну с легкого психологического этюда. Вот, значит, загуляла какая-то женщина налево и засветилась – что делать бедняжке? Да только одно и остается – отвернуться и сказать: не хочу с тобой разговаривать, дурак! И тут же перейти в атаку: подлец, я тебе верила, а ты за мной шпионил! Это я к чему говорю? Именно так после разоблачений Микаэла Минасяна повели себя депутаты "Моего шага" в парламенте, требуя от генпрокурора Артура Давтяна ответов на следующие вопросы: почему бывшему послу позволили в свое время покинуть страну, почему он до сих пор не арестован и почему ему не предъявляют новых обвинений?

А вы говорите – медленно решаются у нас вопросы. Это смотря какие вопросы! У вас окончательно поехала крыша, дорогие депутаты? О каких новых обвинениях Минасяну и его аресте идет речь? Ведь это вашего шефа обвиняют в торговле оружием. Самая тяжелая обида переносится намного легче, если проглотить ее вместе с обидчиком? Говорят, это лечится. Но не у всех и не до конца.

ПЕРЕЙДЕМ ОДНАКО К РЕАКЦИИ ПАШИНЯНА на обвинения в торговле оружием. Вообще-то реакция высокопоставленного должностного лица на обвинения в неблаговидном поступке может быть весьма различной. От жесткой обороны (порой даже с попытками контрнаступления) до эластического спрямления линии фронта, то есть отставки, мотивированной тем, что "жена Цезаря должна быть вне подозрений". Выбор способа, конечно, зависит от конкретных обстоятельств дела. Человек, ни сном ни духом не ведающий о деяниях, ему инкриминированных, скорее предпочитает жесткую оборону. Но ее предпочтет и человек, который, скорее всего, не совсем безгрешен, но понимает, что при появлении слабины от него не отвяжутся и дороются до самой нехорошей статьи.

Реакция Пашиняна на обвинения в торговле оружием, вернее, полное отсутствие какой-либо реакции свидетельствует о том, что ему присуща тефлоновость, то есть хоть кол на голове теши, а равно плюнь в глаза – скажет: "Божья роса". Ничего, не впервой. И не такие логические пробки пробивали премьерским вантузом. Но торговля оружием – это все-таки не контрабанда сигарет и алмазов. Тактика замалчивания здесь никак не оправдана. Ведь эта история может иметь катастрофические последствия для Армении, вплоть до включения страны в черный список и полной ее изоляции.

И это, кстати, неплохой повод пригласить Пашиняна в СНБ или прокуратуру, не так ли? Не на допрос, упаси боже, а просто так – гостем на корпоративный праздник. Выпить – закусить, поговорить о том, почему правительство предоставило лицензию на поставки и продажу оружия компании, находящейся не на территории РА, а в офшорной зоне. Потому что так легче утаить под предлогом "коммерческой тайны" стоимость приобретенного в России оружия? Кстати, офшорная компания может спокойно поставлять оружие в несколько раз дороже не только третьим странам, но и самой Армении. И в чей карман пойдет разница?

Мы имеем дело с классическим отмыванием денег? Но тогда зачем выбран столь сложный путь? Евросоюз, как известно, в рамках проекта по борьбе с отмыванием денег выделяет огромные средства. Представители власти неоднократно заявляли, что в этом вопросе необходимо тесно сотрудничать с Евросоюзом, учитывая специфику нашей страны… Эх, вот же оно где, счастье, вот где настоящая золотая жила для Пашиняна обнаруживается, никаких джанджугазянов или ананянов не надо! Слушаете – если подмазать как следует механизм тесного сотрудничества, это ж можно вообще с дивана вниз не сходить! Брать из Брюсселя миллионы евро на борьбу с отмыванием денег – и это самое их… в соответствии со здешней спецификой…

Могу подсказать Пашиняну и вполне законные способы заработать деньги. Пару лет назад МАГАТЭ официально объявило, что страна, согласившаяся закопать на своей территории тысячу тонн ядерных отходов, получит 1,5 млрд долларов. Тут, братцы мои, маячит такая замечательная арифметика, что жизнь вообще отходит на второй план. Закопал на родине тысячу тонн этих самых отходов – получай законные 1,5 млрд долларов. А тонн этих лежит в мире непохороненных, если не ошибаемся, около 250 тысяч. Умножай в столбик и теряй сознание!

"Мой шаг", естественно, дружно поддержит решение закопать в матушку родину немножко цезия, правительство операцию провернет и будет вполне в состоянии пожить с потомками на тех берегах, где цезий не закапывают. А остальные граждане будут светиться помаленьку, рыбка в Севане будет плавать без чешуи и рождаться свинки с лишними ногами. В таком виде и будем славить родное правительство с парламентом и, конечно, лично Пашиняна по гроб жизни, что, впрочем, уже совсем не так далеко, как кажется.

Ладно, что подсказывают скандалы с контрабандными сигаретами, алмазами, торговлей оружием и, по всей видимости, десятки других историй, о которых мы пока не знаем? Нам кажется, что совершивший подобные деяния человек не собирается долго жить в Армении. Внутренний голос подсказывает мне, что Пашинян здесь не задержится и заработанные деньги нужны ему для строительства "запасного аэродрома" в какой-нибудь привлекательной стране.

Как-то мне показали фото просторной асьенды (с пальмами, бассейнами и другими причиндалами правильной жизни) в богатом районе Лос-Анджелеса, принадлежащей одному из министров начала 90-х. Он сумел порулить на родине самое краткое время, но, судя по размеру пальм, ему хватило.