ПЛАН МИНИМУМ – ДОЖИТЬ ДО СТА

Тихая узкая улочка старого квартала Гюмри. Небольшие дома, глядящие друг на друга разноцветными оконцами, всего один-два этажа, но каждый из них хранит свою историю. Новых домов пока мало, а старые успели пережить и советскую власть, и землетрясение, и блокаду; им есть что рассказать. Вот этот принадлежит зажиточной семье, добротная кладка, высокие потолки, но в окнах нет жизни, так и стоит после строительства пустой. А вот этот небольшой и скромный кипит: двери нараспашку, дети бегают туда-сюда, у них свои дела. А вот взрослые гостей встречают тепло.

ЗДЕСЬ И ЖИВЕТ ВЕТЕРАН-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК ЗУРАБ ХАЧАТУРОВИЧ ТУМАСЯН. 48 лет из своих 94-х отдал он железной дороге: начинал работать в Джульфе, в годы Великой Отечественной был стрелком на станции Джаджур, уже после войны и службы в армии - стрелочником на участках Ленинакан, Айрум-Ленинакан, на станции Джаджур, дежурным по станции, а также по переезду станции Джаджур, какое-то время был и начальником станции Баяндур.

 ПЛАН МИНИМУМ – ДОЖИТЬ ДО СТА 1Прошлыми заслугами не кичится, но бережно хранит удостоверение ветерана труда, медаль Ленина и многочисленные корочки и благодарности. Воспоминания…

- Жена тоже работала на железной дороге, - рассказывает, улыбаясь, Зураб Хачатурович, - была весовщиком, жила в соседнем селе. Пришел из армии в 1950 году, нас познакомили, потом поженились.

За этими скупыми словами целая жизнь: прожили вместе 57 лет, воспитали троих сыновей, двое из которых тоже железнодорожники: машинист и электромеханик. А сейчас дедовские традиции все в том же Джаджуре продолжает его внук Эдик Тумасян - дежурный электромеханик тяговой подстанции Джаджур. Всего же у Тумасяна 6 внуков и 6 правнуков.

Что же было самым сложным в профессии? Говорит, что сложнее всего было работать после землетрясения, когда в разрушенный Ленинакан приходили сотни поездов со всем необходимым для спасения людей и восстановления города.

- Этот дом тоже пережил землетрясение, - рассказывает младший сын Зураба Хачатуровича, тоже железнодорожник Самвел Тумасян. – Но выстоял, хотя сейчас дому уже сто лет, а живем мы здесь с 1976 года.

Именно в восстановлении этого дома по уже сложившейся многолетней традиции и оказала содействие Южно-Кавказская железная дорога. Силами компании отремонтирована кровля дома (90 кв.м), обустроен и облицован новый санузел. Общая стоимость работ составила порядка 2 млн драмов.

ЗАО «ЮКЖД» не впервые восстанавливает жилье ветеранов-железнодорожников: уже отремонтированы три дома в Гюмри и по одному в селе Солак Котайкской области и в Ереване. Ветеранам отводится особое место в программе социальной поддержки ЮКЖД: им оказывается адресная помощь, в компании действует Совет ветеранов, многие из них уже стали наставниками для своих молодых коллег.

Прощаемся с ветераном и его родными, желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни в благоустроенном доме. Зураб Хачатурович смеется:

- Ты вот думаешь сколько мне лет? Мне 100. Но это что, один из моих предков до 120-ти дожил.

Что ж, с таким неиссякаемым оптимизмом дожить до ста – только программа минимум.

Основная тема:
Теги: