ПРОВАЛ НА МИЛЛИАРД
Министерство здравоохранения Армении представило подробный финансовый отчет о средствах, потраченных на профилактику, контроль и лечение коронавируса с 1 марта по 1 сентября 2020 года.
Согласно отчету, за этот период было потрачено порядка 11,5 миллиарда драмов, передает Sputnik Armenia.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ВООБЩЕ-ТО 23,6 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ - сумма не такая уж и большая для реализации столь масштабных шагов. Масштаб действительно огромный, если судить по количеству бенефициаров минздравовского лечения и контроля. А затраты, повторюсь, довольно скромные. По сути, если учесть, что более 44 тысяч человек в стране заразились вирусом, то в среднем на одного человека потрачено чуть более 500 долларов. Если же учесть, что в упомянутую сумму входят и расходы на профилактические меры, а они касаются уже всего населения страны, то в рамках коронавирусной борьбы Минздрав потратил на человека всего 7,8 доллара. Согласитесь, могло быть больше. Да и эффективность этих мероприятий могла быть выше. Такой, чтобы страна могла избежать более чем 1000 жертв коронавируса.
На этом фоне куда более впечатляющей выглядит другая цифра, относящаяся к коронавирусному периоду. Так вот, с 1 марта по 1 августа (данные за август еще не опубликованы Министерством финансов) государственный долг Армении вырос на 589 миллионов долларов, а только внешний долг - на 327 миллионов. Отметим, что по положению на 31 июля внешний долг Армении составил 7 миллиардов 939 миллионов долларов, а внешний - 5 млрд 576 миллионов долларов. Таким образом, на душу населения за указанный период госдолг вырос на 196 долларов.
Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения условного среднестатистического гражданина-налогоплательщика в период коронавирусного и социально-экономического кризиса. С одной стороны, он видит, что правительство в лице Минздрава потратило на его здоровье (лечение, профилактику, контроль) всего 7,8 доллара. С другой - за это же время оно обременило его дополнительным долгом в размере 196 долларов, доведя его общий долг до 2646 долларов. Справедливости ради отметим, что он (среднестатистический гражданин) должен учесть и то, что правительство за указанный период потратило на то, чтобы облегчить его жизнь в условиях коронавирусного форс-мажора, 100 долларов в рамках 24 антикризисных мероприятий, обошедшихся казне в 300 миллионов долларов.
Но, во-первых, жить ему легче не стало в силу откровенной неэффективности программ. Во-вторых, даже при этом рост долга почти вдвое больше, нежели сумма социально-экономической и медицинской господдержки, вместе взятых. Явно это не может обрадовать среднестатистического гражданина плюс внушить ему уверенность в том, что его долг растет не зря и от растущих кредитных обязательств государства стоит ожидать позитивных изменений в жизни. У нас тут все с точностью до наоборот - долг растет, а жизнь становится хуже.
В МАРТЕ ПРОШЛОГО ГОДА, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ ПОЕЗДКИ В БРЮССЕЛЬ, Никол Пашинян на заседании правительства говорил о новых кредитах. Вспомнил про то, что, будучи еще депутатом, выступал против всех новых кредитных соглашений. "Я говорил, что если правительство коррумпировано, то не могу ему доверять расходование каких-либо кредитных средств", - отметил тогда Пашинян. Мнение это, конечно же, изменилось, и Пашиняна-премьера заботили уже другие вопросы, которые он озвучил на том заседании: "Во-первых, можем ли мы создать системные гарантии того, чтобы государственные средства, тем более кредитные средства, тратились целесообразно? И если да, то каков тот предел, на котором мы можем поддерживать уровень государственного долга управляемым, без дополнительных рисков? То есть чтобы это приносило Армении лишь пользу".
Какой ответ на эти вопросы получил Пашинян, сказать сложно. Зато с тех пор государственный долг Армении вырос более чем на 1 миллиард долларов (в марте 2019-го он составлял 6 млрд 933 млн долларов, к августу 2020-го он вырос до 7 млрд 939 млн долларов). Внешний же долг за этот период вырос на 626 миллионов. Что касается предела, то, судя по такому колоссальному росту, для этого правительства подобных границ риска не существует. Кредитно-долговой беспредел армянского правительства уверенно ведет страну к дефолту, опасный уровень 50 процентов от ВВП мы уже преодолели. А что касается пользы, то было бы правильнее, если бы на данный вопрос ответил тот, кто должен был увидеть эту пользу: среднестатистический налогоплательщик-должник. Он-то может объективно оценить "пользу", обошедшуюся государству в миллиард долларов.