Бениамин ПОГОСЯН: "РОССИЯ ИМЕЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ, ЧЕМ МЕХАНИЗМЫ ОДКБ, РЫЧАГИ"

"Программа контроля за нарушением перемирия путем спутникового зондажа, разработанная еще в 2016-17 гг., не потеряла своей актуальности", - заявил в беседе с "ГА" руководитель Центра политических и экономических стратегических исследований политолог Бениамин ПОГОСЯН.

- Почему наша страна не обращается к ОДКБ, учитывая, что имеем для этого все основания, - на днях от обстрелов Азербайджана пострадал 14-летний подросток, а Азербайджан признал, что уничтожил на территории Армении военную технику?

- В правовом плане Республика Армения имеет все основания для того, чтобы уже сегодня обратиться к ОДКБ. Однако нужно учитывать, что как это обращение, так и обсуждения, и принимаемые решения в ОДКБ имеют также значительную политическую составляющую. И премьер-министр Армении, и президент России публично заявили, что данные Армении Российской Федерацией гарантии безопасности в силе и в случае необходимости будут реализованы в полном объеме.

Основная задача здесь в формулировке "в случае необходимости". По моей оценке, в рамках джентльменской договоренности задействование этих гарантий безопасности предполагается в двух случаях: или широкомасштабные военные действия Азербайджана против Армении (разовые удары, диверсионные действия вряд ли будут считаться широкомасштабными военными действиями), или какие-либо военные действия с территории Турции в отношении РА (в этом случае масштабы действий неважны).

Не следует также забывать, что обращение в этот момент Армении к ОДКБ, по всей вероятности, выявит имеющиеся в этой организации серьезные разногласия. Вчера министр иностранных дел Турции призвал членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств поддержать Азербайджан, а два из них - Казахстан и Кыргызстан - являются также членами ОДКБ. Не исключается, что последние в условиях отсутствия широкомасштабных военных действий в отношении Армении попытаются как минимум оттянуть принятие решения по вопросу обращения Армении, что окажет однозначно негативное влияние как на организацию, так на имидж имеющей в ней доминирующую роль России.

В то же время привлечение ОДКБ существенно увеличит вероятность военного столкновения Россия - Турция на территории Арцаха. На мой взгляд, в подобном развитии в первую очередь заинтересованы США, которые очень бы хотели увидеть в небе Арцаха повторение случаев, имевших место на турецко-сирийской границе в ноябре 2015 года, когда турецкие воздушные силы сбили российский военный самолет. Очевидно, что Россия всячески пытается избежать подобного сценария. Россия не желает терять зафиксированный в течение последних четырех лет прогресс в двусторонних отношениях с Турцией, поскольку одной из стратегических целей России продолжает оставаться формирование по возможности большого напряжения в отношениях Турция - США и Турция - НАТО. Кроме того, Россия очевидным образом не желает в том или ином варианте вовлекаться в еще один долгосрочный военный конфликт на постсоветском пространстве, который будет идти параллельно с неугасающим конфликтом в Восточной Украине.

Учитывая вышесказанное, думаю, что на данный момент необращение к ОДКБ укладывается в логику союзнических армяно-российских отношений. Не нужно забывать, что Россия имеет намного более эффективные, чем задействование механизмов ОДКБ, рычаги для поддержки армянских сторон в военных действиях.

- Размещение военных наблюдателей в зоне карабахского конфликта было бы эффективным в плане прекращения военных действий, сохранения жизней людей и в качестве одного из механизмов контроля за гуманитарным перемирием в Нагорном Карабахе. Эти меры позволили бы предотвратить новые случаи эскалации. На ваш взгляд, почему стороны не соглашаются на присутствие военных наблюдателей?

- Прежде всего, я не могу утверждать, что Армения против размещения российских военных наблюдателей. Эта идея несколько дней назад была озвучена министром иностранных дел России, и на данный момент официально отреагировал только Азербайджан. Помощник президента Азербайджана Гаджиев заявил, что они пока не поддерживают эту идею. Думаю, пока Азербайджан предполагает, что в состоянии достичь успехов на фронте, вряд ли согласится на внедрение каких-либо механизмов контроля за соблюдением прекращения огня.

В краткосрочной перспективе азербайджано-турецкую военную машину могут остановить или жесткие экономические санкции ЕС в отношении Турции, или реальная угроза военных ударов России по территории Азербайджана, или намерение Армении нанести сокрушительный удар по нефтегазовой промышленности Азербайджана.

- Еще в июле Евразийским межправсоветом была одобрена межгосударственная программа - глобальный кооперационный проект стран Евразийского экономического союза в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе данных дистанционного зондирования Земли. Можем ли мы сейчас задействовать в качестве одного из механизмов контроля дистанционное зондирование Земли, которое, как известно, применяется, кроме всего прочего, и в военной области? В чем причины промедления?

- Национальный исследовательский университет обороны МО РА еще в конце 2016-го и в первой половине 2017 года разработал и представил как правительству, так и нашим международным партнерам государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ программу по обеспечению реализации, согласно достигнутым в Вене и Санкт-Петербурге договоренностям в мае и июне 2016 года, механизмов контроля за нарушением перемирия путем спутникового зондажа.

Считаю, что эта программа и сейчас не потеряла своей актуальности и может стать основой для сотрудничества по этому вопросу со странами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ.