КАРАБАХ – ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ УБЕРЕЧЬ АРМЯН ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВЫРОЖДЕНИЯ
В преддверии войны увидела свет книга «Прогулки по столетиям. Культурологические беседы о политической истории армян», которая впервые анализирует политическую и идеологическую историю армян с древнейших времен по конец 2019 г. Построенная в жанре интервью, она подразделяется на двадцать четыре главы, чередующиеся в хронологическом порядке.
ДИАЛОГ ИЗДАТЕЛЯ (ИГОРЬ АВАНЕСЯН) И ПИСАТЕЛЯ (АРИС КАЗИНЯН) – одна из серьезных попыток осмысления основных этапов политической жизни армян именно как звеньев неразрывной цепи единого исторического процесса. Это попытка выявления в калейдоскопе армянской истории ряда повторяющихся комбинаций и картинок путем культурологического анализа основных вех ее развития. Что было в ней необязательного, случайного и преходящего, а что закономерно оседало в сухом остатке эпох, что именно резюмировало каждый этап?
Необходимость «проникновения в историю» обуславливается не только академическими и познавательными побуждениями. Максимально приближенная к действительности картина имеет прикладное значение: она позволяет грамотнее расставлять акценты и подсказывает правильные выводы. Конечно, всегда можно приукрасить любое национальное прошлое – собственно говоря, часто так и делается в пропагандистских и прочих целях: модернизируются события, сами герои наделяются чертами, вовсе не адекватными проживаемым эпохам, надуманный же архетип трансформируется в прототип современного персонажа. Но все это – область художественных фикций. Если же отталкиваться от восприятия Истории как науки о будущем, то подобная беллетристика не содержит в себе ничего, кроме ловушек. Ибо блокирует точную диагностику событий и заслоняет сонмом фантомных черт подлинные качества каждой идентичности. Невозможно разрабатывать стратегию на завтра, опираясь на виртуальные подпорки. Особенно это актуально в отношении рассеянного по миру армянства. В таком прочтении История – скорее, сокровенное и даже интимное пространство внутренних осмыслений, нежели парадное афиширование. Именно соотечественникам и адресована книга в первую очередь.
Ниже мы публикуем выдержки из заключительной главы, подытоживающей все предшествующие диалоги. На фоне нынешней катастрофы они представляются актуальными. Напомним, что книга была завершена к концу прошлого года.
ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРОШЛО ДЕСЯТЬ всенародных голосований. В 1990 г. – парламентские выборы; 1991 г. – президентские; 1995 г. – парламентские и референдум по Конституции; 1996 г. – президентские; 1998 г. – президентские; 1999 г. – парламентские; 2003 г. – президентские; 2003 г. – парламентские; 2007 г. – парламентские; 2008 г. – президентские.
Страсти бушевали и в преддверии выборов, и в ходе выборов, и долгое время после выборов, когда на очереди стояли уже новые выборы. Республика постоянно пребывала в стрессовом состоянии, при этом беспощадно эксплуатировался и истощался человеческий ресурс – нравственный и интеллектуальный. Вместо исключительной сосредоточенности и заостренности на вопросах национальной безопасности и национального развития армянские политические структуры застряли в болоте собственных рейтингов и межпартийных дрязг. Если бы они с той же самоотдачей и самозабвенностью предались бы задачам национальной жизни, то и болото осушилось бы давно. Вследствие катастрофического растрачивания и изнурения нравственно-интеллектуального потенциала значительного сегмента населения к 2008 г. сложилась ситуация, когда любые итоги президентских выборов, как и любые способы подсчета голосов – справедливые и несправедливые, реальные или подтасованные – принципиальных отличий не обнаруживали и в одинаковой степени угрожали перспективам нации и государства. В аспекте необходимости разработки модели армянской политической жизни, какая разница что за фантом, в аспекте продуктивности и полезности, есть ли разница в упаковках антропоморфных плацебо?
В грядущей бойне не сомневался лишь слепыш.
Более 350 000 участников голосования – это только по пристрастным и предвзятым официальным данным – отдали свои голоса, сердца и души первому президенту. История с граблями повторилась: сюжет десятилетнего аскетизма Карена Демирчяна был заразителен и неслучаен: пробный прогон! Выяснилось, что декада (1988–1998 гг.) – оптимальный срок для преображения некогда гонимого руководителя в божество. Посему после десятилетнего мрачного затворничества (1998–2008 г.) ослепительным лучом озарилось второе пришествие первого президента. Рупором нового мессии выступал будущий мессия, нынешний премьер. В пользу же кандидата от власти Сержа Саргсяна статисты умудрились сосчитать тогда более 850 000 голосов. Редкая изобретательность.
Вопиющая слабость руководства – с одной стороны, и зоологические призывы радикальной оппозиции к сотням тысяч кумирников оспорить итоги голосования в любых абордажных формах – с другой (абордажи и сшибки озвучивались еще задолго до выборов), дружно вынашивали в течение предвыборного месяца и десяти поствыборных дней неизбежность палеолитического побоища. Стычки, локально происходившие на разных площадках, достигли точки кипения в Ереване 1 марта – к тому времени весь столичный центр походил на палаточный лагерь адептов и неофитов первого президента. Вылившись в массовые беспорядки и первобытнообщинные страсти, они короновали мракобесие: в пещерной схватке, издевающейся над национальными интересами, сошлись идолопоклонники и жандармерия.
Зрелище сопровождалось грабежами, поджогами, обоюдными разгонами, десятью жертвами и тремя сотнями искалеченных. Подстрекателями и раззадорщиками горланили первый президент и нынешний премьер, бздошно удалившиеся от зоны риска и бросившие адептов на произвол судьбы, с намерением конвертировать спровоцированную трагедию в политический капитал, а исполнителями – структуры, именуемые обычно «силовыми», но в реальности – бессильные и даже жалкие, настолько расстроенной и разлаженной была сама власть <...>
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И ОСТРЕЙШИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ БЫЛИ И БУДУТ...
Но есть базовые вопросы, которые оппонентами не рассматриваются вообще. Это как если бы вместо решения экологических проблем обсуждать тему о целесообразности существования воздуха как такового. Именно «вопрос воздуха» и стал предметом серьезной озабоченности армянских властей. Наступление на Национальную идею – мать армянского кризиса.
Карабах – не территориальный спор, а воздух?
Карабах – единственный локомотив, способный тащить за собой совокупный армянский состав с разноязыкими, разноментальными, разноуровневыми купейными и плацкартными вагонами к реально жизнеспособной государственности и несловесному обновлению нации. Другого пути к нравственно-интеллектуальному и социально-хозяйственному восстановлению сил и мотиваций не существует математически. Не патриотическая патетика, а элементарная формула.
Это – единственное, что способно сплотить армян и наделить этнос живой исторической миссией. Без цели не может быть средств (придумано) к ее достижению, без осознания миссии никакого культурно-экономического пробуждения не состоится: государственность окончательно трансформируется в личное хозяйство нескольких персон, народонаселение выродится в армию безнадежных идолопоклонников, вооруженных пращой и бумерангом и ведомых сумасшедшим кумиром.
Карабах – не территориальная тема, а компонент Национальной идеи. Счастливый билет, соломинка, за которую обязан ухватиться рассеянный этнос, чтобы хотя бы выйти на берег и почувствовать почву под ногами.
Карабах – это не изолированный конкретным временем и конкретным пространством вопрос.
Это – средоточие тысячелетних зигзагов национальной истории, всех армянских эмоций и переживаний, всех потерь и всех достижений, всех надежд и всех разочарований.
Это – настоящий ответ на прошлое.
Это – зондаж состояния рассеянных по миру осколков некогда единого этноса.
Это – индикатор, высвечивающий соотношение в этносе представителей нации (заступников накопленных в течение веков и тысячелетий общенациональных ценностей), представителей народа (поборников накопленных в течение биографических десятилетий личных ценностей) и представителей скопищ (адептов сиюминутных лотерейных ценностей – грабежей, разбоев, краж, мародерств, насилий).
Это – экзамен на состоятельность армянского народа, единственный путь восстановления армянской нации, единственная возможность построения собственными силами собственного армянского государства.
Это – единственный реальный показатель смысла и целесообразности самого существования армянской государственности, единственный живой мост между армянским прошлым и армянским будущим.
Это – независимость снизу (в отличие от Республики Армения, получившей – как и все пятнадцать союзных республик – независимость сверху) и прямое кровное продолжение армянской истории, прокладывающей дорогу к независимости через самопожертвование и героические битвы.
Это – первый шаг на пути восстановления исторической справедливости.
Это – важнейший вектор Национальной идеи – собирание отечества в единых политических рубежах.
Это – единственный способ уберечь армян от физического истребления и нравственного вырождения.
Это – возможность для ведущих держав избавить себя от части грехов в отношении армянского народа.
Это – демонстрация наследственности и неизменяемости основных инстинктов сегодняшних потомков диких и свирепых орд, заполонивших регион со II тысячелетия, и плоскость проявления преемственности зверя.
Это – пространство противостояния сил добра и сил зла, морали и аморальности, культуры и вандализма.
Армянские власти не осознавали всего этого?
Политическая сила, пришедшая к власти в Армении в начале девяностых (в пику Карабахской войны и массированных обстрелов противником одиннадцати из тридцати семи районов Республики Армения) начала тотальное наступление против Национальной идеи и всех трех опор национального характера. Это спровоцировало жуткий морально-психологический и политико-экономический кризис, неизбежность коего гарантировалась вопиющим контрастом между объективно существующей Национальной идеей и противоречащей ей в корне идеологией власти
<...>
ВЛАСТИ СУВЕРЕННОЙ АРМЕНИИ, ПРИЗВАННЫЕ, В ЧИСЛЕ ПРОЧЕГО, блокировать бескультурье и порождаемые им тенденции, сами выступили покровителями невежества, угадывая в нем электоральную ценность. Это – стратегический провал и первый признак отсутствия способности к масштабному мышлению. Уродливое правление и породило балаган 2018 г.
Коррумпированность – это кандалы, колодки, оковы, путы, цепи. Она оголяет все тылы и сковывает решительность. В охлократию клептократы официально продемонстрировали величину своей ответственности в отношении судьбы армянского государства, презентовав все руководящие рычаги случайной силе, противопоказанной – как считала и сама РПА – национальным перспективам. К сделке присоединились парламентские фракции, включая Дашнакцутюн.
Итогом тридцатилетних развитий стала максима: для формирования Национальной власти нужно на какое-то время отказаться от власти народной. Ибо когда приоритеты толпы приобретают легитимность, надлежит опираться на уцелевшее меньшинство. Показатель последнего – как на родине, так и в Спюрке – примерно равный и, возможно, двузначный.
В системе разных величин (исторических, географических, языковых, демографических, религиозно-конфессиональных, культурных, политических, гражданских, социологических, философских, экономических, ментальных, социальных) понятия «этнос», «нация», «народ» – далеко не синонимы. Важно четко фиксировать отличия и грамотно диагностировать ситуацию. Лишь на основе признания факта аморфности состояния рассеянных этнических атомов и можно постараться сложить из них прочную кристаллическую решетку новой национальной идентичности.<...>
ПРИ ОТЦЕЖИВАНИИ МНОГИХ ПОСТАНОВОК СКВОЗЬ СИТО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА не суть важно, насколько остро ощущают себя армянами представители географически и ментально разорванных фракций. Национальный характер, в силу исторически объективной природы, солидаризует людей не только через осознание ими принадлежности к единым корням. Это – не достаточное условие: так, немалый сегмент, позиционирующий себя армянами (общающийся на армянском и с квасной пеной у рта трубя о Древности), не соответствует историческим индикаторам национального характера. Важны приоритеты философии жизни, масштабы и уровни эмоциональных переживаний. Речь о глаголе, не о застольных прилагательных. В частности, самый многочисленный и агрессивный сегмент электората нынешнего премьера, выступивший в 2018 г. против Арцаха, напрочь лишен национальности.
Но ведь смену власти в 2018 г. приветствовали и честные люди тоже...
Честность – категория интеллектуальная. Среди могильщиков тоже есть люди разные. Честный подход к конкретному предмету может иметь место только в случае обладания должными познаниями по тому же предмету. Знания – необходимое условие. Хотя и недостаточное. Но если знания отсутствуют, то отсутствует и честность. Все имеет интеллектуально-нравственный калибр – вера, надежда, любовь, ненависть, честность... Ненависть лавочника к лавочнику-соседу и ненависть Спартака к рабовладельцам – величины все же разные. Любовь к престолу и любовь к отечеству – понятия отнюдь не тождественные. Другое дело, что среди поддержавших смену власти в 2018 г. встречались также люди бескорыстные, искренне верившие в позитивные подвижки. Это факт! Как неоспоримо и то, что данный слой элементарно не разбирался в вопросах философии армянской политической жизни. История не оправдывает бескорыстность: не знаешь – молчи!
Считалось, что это была ненависть в отношении несправедливого порядка...
Ничего подобного! Ненависть все-таки должна иметь глаза, уши, память, ответственность, нравственность и мозги. Она может быть слепой только при обороне дома от ворвавшихся убийц-грабителей, и отчизны – от очевидного врага в отечественную войну. Но если речь касается внутриполитических вопросов – программ государственного развития, национальной безопасности и социально-экономических преобразований, то отнюдь не каждый – особенно при армянском окружении и в условиях истощенности рецепторов рассудительности – имеет право на ненависть. Необходимо руководствоваться не первобытными инстинктами и звериной агрессией в отношении власть предержащих и кого-то бы ни было вообще, а заслужить право ненавидеть посредством конкретного понимания всех преступных безразличий правящего режима, всех убийственных принципов его существования, всех изъянов и огрехов в сферах внешней, внутренней и нравственной политики. В противном случае народ превращается не в нацию, а в толпу, толпа – в загнанного иноходца, который табуном ищет выходы из загона, путем сотворения ведомого идола, чтобы потом его низложить и выстругать из полена нового буратино для последующего низвержения и развенчивания. И так постоянно. Хроника армянских внутриполитических развитий последних тридцати лет – это, в том числе наступление агрессивного неофита на грабли.
История вообще любит расставлять грабли....
Неглупа та общность, которая реже наступает на капканы и умеет опознавать их на расстоянии. Для этого необходимо учитывать исторический опыт, обладать способностью фиксировать хотя бы момент наступления на грабли и испытывать боль от удара грифа по лбу. Иначе можно бесконечно долго, вплоть до полной онемелости, окоченелости и деградации, наступать на грабли и даже не замечать этого. Неосторожность – признак не смелости, а безответственности.
Основные грабли армянской истории связаны с ассимиляцией. Эта угроза сопровождает всю хронику национальной жизни и не теряет актуальности. Соответственно, все главные национальные достижения тоже связаны с придумыванием рычагов сопротивления ассимиляции. Именно институциональных механизмов сопротивления, а не кумиров, истуканов, идолов, кукол-пугал, болванов, божков, полубогов и богов.
ЕДВА МИНУЛО ВОСЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ С МОМЕНТА ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА государственной религией, как в 387 г. Армения была поделена между Византией и Эраншахром. Начался сложнейший период национальной истории, резко активизировавший ассимиляционные процессы. Именно в этот судьбоносный сорокалетний отрезок между первым разделом Армении и окончательным упразднением престола в 428 г. и было принято решение о необходимости создания армянских письмен как механизма консолидации расколотой нации. При поддержке монарха и католикоса сорокапятилетний Маштоц предпринял путешествие по странам региона с целью обнаружить систему буквенных знаков, соответствующих армянской речи. После продолжительных скитаний он придумал и на рубеже IV–V вв. представил не кумиров, истуканов, идолов, кукол-пугал, болванов, божков, полубогов и богов, а нечто менее митингово-баррикадное – Алфавит. Чем и предначертал контуры национальной консолидации. Торжество Алфавита над петушиным словом, и Человека над куклой – первое стратегическое достижение армянской нации.
Деятельность Маштоца не ограничилась исключительно созданием армянских букв. Он развернул беспрецедентно масштабную деятельность по закладке национальных школ на расколотых частях некогда единого государства. На армянском языке заговорила вся агиографическая и античная литература. И случилось так, что сразу после утраты престола в 428 г. на площадку общественной жизни успела выступить плеяда историков, историографов, литераторов, философов, теоретиков, педагогов, наследие которых выковала броню армянского сопротивления военно-идеологической аннексии соседних держав, ориентированной (прямо и опосредованно) на поглощение нации греческим и иранским этноязыковыми мирами. Это второе стратегическое достижение армянской нации.
Сложнейшее тогда внутреннее положение страны усугублялось агрессивным наступлением новых мировоззренческих дуновений (речь уже не о внешней военно-идеологической агрессии). К примеру, сильны были позиции извращенных борбориан (борборитов) – одной из гностических сект. Их таинства носили подчеркнутый сексуальный (бисексуальный и гомосексуальный) характер; они оскверняли причастия спермой и кровью, ритуально умерщвляли человеческие эмбрионы. Параллельно в стране появились «лживые книги, пустословные предания некоего мужа ромея по имени Теодорос», как писал Корюн. Под «неким ромеем» угадывается ближайший друг Иоанна Златоуста, праотец несторианства Феодор Мопсуэстийский – наставник Нестория. Можно привести океан свидетельств, вскрывающих уязвимость тогдашнего положения армян именно как цельной идентичности.
Тот же Маштоц принял бой против борбориан: преследовал и изгонял из страны. Чувство ответственности средневековых армянских эрудитов и педагогов перед национальной будущностью, их готовность и способность перевоплощаться при необходимости даже в карателей – третье стратегическое достижение.
И наконец – Рать Армянская! Ровно через десять лет после кончины Маштоца будет Аварайр. Величайшая битва за сохранность этногенетического таксона, за ее нерастворение в чуждых мирах, за Алфавит. Момент истины, после которого персы подружатся наконец с мыслью о неистребимости армянского рвения говорить на своем языке, возводить свои храмы, содержать свои школы. Все главные достижения армянской нации – формы сопротивления ассимиляции: просветительская, педагогическая, карательная, военная. Ничего сверх того. Если бы в какой-то момент одно из поколений поленилось бы просвещаться и воевать, то сегодня не было бы и Карабахской проблемы.
Аварайрское сражение – меньше всего битва. В первую очередь, убежденность одного поколения в том, что сохранение самости и идентичности не ведает альтернативы. Это – указание на грабли невежества, которые не могут не подстерегать и последующие поколения тоже, – ибо такова история! Это – эстафета, которую тысячелетием позже принял Григор Татеваци. Ему шел тридцатый год, когда пало Киликийское королевство – последняя армянская монархия. Духовенство, оставшееся в качестве единственной общенациональной структуры, не имело одной четкой позиции на предмет определения нового места резиденции католикоса; существенная часть настаивала на целесообразности выбора восточного берега Средиземноморья. Ректор Татевского университета вскрыл и обосновал крайнюю необходимость возвращения резиденции в Араратскую долину, невзирая на тягчайшие условия мусульманского гнета. Хотя сам он не дожил до судьбоносного дня, однако его ученики в 1441 г. осуществили завет наставника.
Практически к тысячелетию погребения Маштоца.
Именно так умеет возрождаться Маштоц: не ликом своим или подобием, не куклой на выборах, а культурой. Символика тысячелетнего юбилея в том, что помимо спиралей-аналогий, всегда есть в армянском прошлом и формы преодоления схожих угроз. Значит, нужно отталкиваться от исторического опыта и уметь обходить грабли! В этом отношении нет ничего более актуального в национальной жизни, чем Маштоц, Аварайр, Татеваци. Иными словами – нежели Просвещение и ежедневная готовность отстаивать Просвещение с оружием в руках и ценой жизни.
ИМЕННО КУЛЬТУРНОЙ ЯВЛЯЛАСЬ КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ВАРВАРОВ.
И если рассуждать о ненависти, то – особенно в армянских условиях! – ненависть обречена быть просвещенной! Ненависть же борбориона – путь к вырождению таксона, прямая дорога к катагенезу этноса.
Ненависть обладает мощной консолидирующей силой. Она способна сплотить несовместимые, казалось бы, фракции и популяции. Но ненависть обречена на трансформацию в созидание: примером тому творчество армянских просветителей. Они ненавидели, чтобы созидать! Лишь в этом единственном случае ненависть может быть продуктивной. При всех иных раскладах она не только контрпродуктивна, но и гибельна. Это как убить дракона.
Обычно говорят, что «хуже быть уже не может». И так говорят не только в одной Армении.
Поэтому армяне обязаны – если есть реальное намерение закладывать и поддерживать государство в регионе – знать историю! Не в цифрах и датах – это не совсем история, а тем более – в чарках застольных тостов и здравиц – это и вовсе противно, а в закономерностях развития. Иного выхода элементарно не существует. Общую философию национального прошлого не обязательно знать остальным народам; они могут себе такое позволить. Если среднестатистический киргиз, француз и уругваец не осведомлен в полной мере о закономерностях политической жизни собственных предков, то это не содержит никакой прямой угрозы существованию конкретного государства и этноса. Они могут любить и ненавидеть кого угодно. В армянском случае с любовью и ненавистью намного сложнее: нужно ненавидеть и любить просвещенно.
Тем более, что вся национальная история – свидетельство того, что всегда может быть значительно хуже. В годы правления Абдул Гамида II христиане истреблялись селениями и городами. Не менее трех сотен тысяч армян пали жертвами погромов кровавого тирана, одно имя которого стало нарицательным в Европе. Казалось, хуже не может быть никогда. Идея свержения жесточайшего панисламистского режима и ненавистного султана довлела в мечтах османских христиан и в программах ряда общественно-политических организаций. Именно на этой волне и с осознанием того, что «хуже быть уже не может» партия Дашнакцутюн и заключила альянс с претендующей на власть младотурецкой партией, в немалой мере поспособствовав низвержению султана и приходу новой силы к руководству империей. Одни стремились спасти соотечественников, вторые – занять господствующее положение в Порте.
Но что произошло позже? Геноцид! Пришедшие к власти младотурки истребили более миллиона армян, лишив этнос родины и рассеяв его осколки по миру. Ныне – это почти не контактирующие между собой фракции, которые общаются преимущественно внутри локальных ментально-поведенческих орбит. Единственное, что способно сплотить далекие группы – отвинтить все заглушки взаимного недоверия (порой, откровенной брезгливости), очистить все засорения в извилинах и разбить все стереотипы в отношении друг друга – приобщение к задаче построения армянского государства в чудовищном окружении. В известной степени, это одна из интриг мировой истории <...>
Иными словами, важно знать не только против кого выступать, а еще и с кем выступать.
Судьбоносно важно! Нужно исходить из того, что во внутринациональной жизни всегда могут быть свои абдулгамиды и младотурки – при всей гиперболизации сопоставлений. Нарочитая утрированность и резкость аналогий – для большей трезвости: иногда есть выбор не выбирать. Ничего личного, это просто История.
СИТУАЦИЯ В АРМЕНИИ И ВОКРУГ НЕЕ НАСТОЛЬКО СЛОЖНАЯ И ТЕРНИСТАЯ, что индикатором нравственной и интеллектуальной убогости любой персоны или партии служит неуемное стремление к власти. Если оно присутствует, значит присутствуют также ложь, нечистоплотность, корысть, алчность, патология, психическое отклонение, безответственность, завышенное самомнение. Только в лучшем случае – незнание ситуации; впрочем, искренние заблуждения не менее судьбоносны и безобразны: истории ведь все равно какой именно смертельный патоген. Ни один добросовестный, информированный и честный человек – если он в здравом уме и твердой памяти – даже в страшных снах и галлюцинациях не осмелится по доброй воле претендовать на власть в Армении – на эту вечную глыбу Сизифа, на это неподъемное небо Атланта, на это уникальное наследие и достояние человеческой цивилизации. Все остальное – от лукавого.
Чисто исторически – это миссия чрезвычайно просвещенной и эрудированной по мировым меркам, крайне принципиальной и честной группы, которая вынужденно (именно вынужденно) – с осознанием необратимости своего восхождения на алтарь или плаху – постарается связать этнос, посредством разработки программы национального восстановления и закладывания фундамента именно такого государства – четвертого атома, способного превратить графит в алмаз.
Государство – не самоцель. В армянской же проекции – это единственный способ сохранить этнос и сконструировать нацию в новых условиях. Ни язык, ни культура, ни религия не в состоянии самостоятельно решать проблему. В предшествующие эпохи они сделали невозможное: сами будучи порождением национального характера, не позволили армянам ассимилироваться полностью. Но с начала прошлого века этнос живет в другом мире. Сегодня все меньше армян владеет родным языком – это объективный процесс, меньше армян принадлежит к единой культуре – тоже объективный процесс, меньше религиозных армян – и это тоже объективно. Разбудить, расшевелить и распалить соотечественников способна только великая интрига построения собственными силами собственного государства во вражеском окружении. Злость – это свет и созидание, а не мрак и уныние. История устала доказывать способность армян сплачиваться post factum – вослед бедствий или в ходе войн. Но давно не пристало в качестве консолидирующего ресурса полагаться на стихийные и военные катаклизмы. Главным испытанием на подлинность нации и ее наличие является период мирной передышки.
В силу военно-политических, экономических, идеологических, демографических и культурных аномалий, о которых рассказывалось в предыдущих беседах, армянское государство обречено на разработку собственной модели развития. Оно может состояться (не погибнуть) только при условии существования безоговорочно правового и высокотехнологичного жизненного пространства. Все иные пути – прямая дорога к девальвации идеи суверенитета и гарантия окончательного декаданса в рядах соотечественников. Задача поддержания своего флага перед зданием ООН не самоцель. Нюанс в другом: независимое армянское государство – единственная возможность сохранения разбросанного по миру, разобщенного и расколоченного этноса, единственная площадка для склеивания из уцелевших осколков обновленной нации единоплеменников, отвечающей актуальным политико-экономическим и философским запросам и категориям, единственная возможность доказать самим себе, что турецкий расизм – раскидав и развеяв армян по свету – не победил окончательно. Вопрос армянской государственности – вопрос спасения и сохранения вида! Следовательно, вопрос великой исторической ответственности перед десятками и сотнями поколений, которые вопреки всему оказались в состоянии не погибнуть – отстоять идентичность и сохранить стремление к созиданию и борьбе <...>
На горизонте – полная демотивация и перспектива тотальной ассимиляции: расплавления армянского гена в котле иных этноязыковых и культурных моделей. Конечно, всегда можно быть русским, американцем, французом, греком, аргентинцем, ливанцем, египтянином – с учетом армянской способности интегрироваться, усваивать и уважать нравы и ценности страны пребывания – это наиболее реальная перспектива. Однако остается вопрос ответственности перед поколениями. Неужели восставали напрасно? Отстаивали христианство напрасно? Изобретали алфавит напрасно? Побеждали Халифат напрасно? Преодолевали Большой полон напрасно? Неужели геноцид и впрямь сломал армян?<...>
ЧУДО СОХРАННОСТИ АРМЯНСКОГО ЭТНОСА И ЧУДО сохранности в нем стремления собирать отечество, порождены не мистическими фокусами и сказочными дивами, а единственным обстоятельством соответствия нации и народа. Никто так жестоко не изобличал идолопоклонников и адептов ирреального, как армянские авторы. Еще средневековые историки и философы предупреждали о том, что те же кумирники будут завтра проклинать собственного кумира столь же неистово, сколь остервенело сотворили его. Это и есть грабли истории. Низложат, чтобы затем придумать нового бога. Но ведь для этого вовсе необязательно строить самостоятельное государство в свирепом окружении.
Совсем необязательно одними из первых в истории проникаться осознанием собственной этнокультурной идентичности, необязательно первыми провозглашать христианство официальным вероисповеданием и отстаивать его в течение семнадцати веков, необязательно неизменными буквами писать на протяжении полутора тысяч лет историю народов. Необязательно изобретать керосиновую лампу, банкомат, цветное телевидение, метеоспутник, или если вернуться на Землю – одноручный смеситель на кухне и трубочку для фреша в кафе. Вполне достаточно приобрести необитаемый остров в Океании и приступить там к выдалбливанию кумиров из скал и выстругиванию болванов из пальм. Поклоняться фетишам, проповедовать анимизм, а из всех технологических вершин человечества проголосовать за бумеранг.
Кстати, точно так же можно приобрести уже другой необитаемый остров, пригласить на его обустройство талантливых армянских архитекторов – возвести великолепные здания, проложить новейшие дороги, разбить замечательные скверы. Затем – зазвать физиков и лириков, врачей и педагогов, предоставив им ультрасовременные технопарки. Одновременно – развить самые передовые бизнес-направления, превратив остров в одну из наиболее образцовых площадок планеты. Назвать этот атолл «Арменией», учредить парламентскую форму правления с государственным армянским языком (все ведь полиглоты) и обратиться в ООН с заявкой рассмотреть вопрос о провозглашении-признании нового независимого субъекта международной политической жизни. Гарантированно одобрят. Если уж одобрили Кирибати и Тувалу.
Но где тогда Миссия и где историческая ответственность перед минувшими и грядущими поколениями?
Совершенно верно! Не более, чем корпоратив. Площадки для гольфа и корты для тенниса. Евреям обещали Израиль в Центральной Африке и на Дальнем Востоке. Но где связь времен? И армяне, и евреи – бизнесмены и технологи, врачи и архитекторы, физики и лирики весьма преуспевают в любой стране. Этнополитическая робинзонада – не панацея.
Современная армянская государственность (РА и НКР) обречена пребывать в первой пятерке самых высокотехнологичных и правовых площадок на планете. Это не призыв из области добрых пожеланий, а единственная возможность поддержания политически суверенного существования в исключительно неблагоприятных условиях. Под последними надлежит понимать не только соседство с четырьмя субъектами ООН, с двумя из которых – фактическое состояние войны, а сложнейший узел смыкающихся в регионе военных, топливно-коммуникационных, религиозных и прочих интересов, ни один из которых, мягко говоря, не содействует армянскому стремлению выжить, сохранив политическое присутствие на уцелевшей части отечества. Все структуры будут именовать армян «оккупантами» – в том экзистенциализм эпохи, жалкость центров силы и плюгавость политических нравов, – и лицемерно – макиавеллизм спит – пропагандировать мир в регионе. Перекройка границ армянской родины и параллельный призыв армянам молчать и терпеть – ветхая традиция!
В настоящее время заблокированы не только армянские железнодорожные коммуникации, но и внутренние площадки для самореализации личности. Стратегически важно прорвать эту внутреннюю блокаду, откинуть невежественного и агрессивного люмпена и его пантеон от активного участия в переделе власти и перевоспитать его путем предоставления рабочих мест с безоговорочно жестким соблюдением правил и законов трудовых отношений. Нужна грамотная команда армян – православных, католиков, мусульман, атеистов, владеющих родным языком или вовсе не владеющих им, белых, желтых, красных, черных армян – готовая умереть на поприще самозабвенного служения Идее. Она должна заставить себя принять участие в Миссии построения государства. Второго варианта просто не существует.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-09-07 14:18
Президент Путин объяснил Пашиняну прецедент Косова Забавный эпизод произошел сегодня на проходящем во Владивостоке VII Восточном экономическом форуме (ВЭФ), главная тема которого – «На пути к многополярному миру». На пленарном заседании выступил Никол Пашинян, который в ходе своей, надо сказать, изобиловавшей ошибками речи регулярно воздавал хвалу президенту РФ Владимиру Путину.
-
2021-09-23 13:27
Хотя премьер-министр Армении считает, что история свидетельствует о необязательности победы для того, чтобы победить других, армянская история доказывает обратное. Учит, что ты не имеешь права убеждать дружить врага, который собирается тебя уничтожить. Не имеешь права сложить оружие и сдаться. Если Пашинян даже знает нашу историю последних полутора веков, складывается впечатление, что он высказывает диаметрально противоположное суждение, говоря о разоружении и миролюбии.
-
2021-04-17 09:57
В ХХ веке эти два народа получили или, точнее, завоевали право иметь собственный дом, государство, хотя, скорее всего, лишь 20% евреев живет в Израиле (это столько же, сколько ирландцев проживает на своей исторической родине) и что-то около 30% армян - в сегодняшней Армении. Каждый народ в меру собственной воли и интеллекта реконструирует в своем сознании реальность, которая окружает его.
-
2021-03-18 09:55
США верны своей десятилетиями проводимой политике двойных стандартов и лицемерия: защиту прав человека и продвижение демократии США используют в качестве инструмента для продвижения своих геополитических интересов, оказания давления на страны, которые воспринимаются Штатами как угроза их национальной безопасности, считает эксперт Центра политических и экономических стратегических исследований, адвокат Эрик ПЕТРОСЯН. В своей статье "Обвинения США в адрес Китая в совершении геноцида: еще один пример лицемерия США" он приводит ряд примеров, включая вторую Карабахскую войну, наглядно демонстрирующих, как США, закрывая глаза на реальных нарушителей прав человека, таких как Турция и Азербайджан, эксплуатируют тему защиты прав человека, религиозной свободы в борьбе против своих геополитических соперников.