Последние новости

ИСКУССТВО - ЧТОБЫ НЕ СОЙТИ С УМА ОТ РЕАЛЬНОСТИ

9 декабря показом в онлайн режиме спектакля "Онегин" Новосибирского театра "Красный факел" взял старт 18-й Ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HighFest. Свой нынешний слоган "To BE! That's not a question!" – "БЫТЬ! И это не вопрос" фестиваль выбирал в контексте пандемии. Сегодня, после всего того, что с нами произошло, HighFest и его президент Артур ГУКАСЯН убеждены – на этом слогане надо настаивать.

КРОМЕ "ОНЕГИНА", ЛАУРЕАТА РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ театральной премии "Золотая маска", HighFest приобрел право на один показ в режиме онлайн еще 4 достаточно новых спектакля культовых режиссеров современности - Томаса Остермайера, Саши Вальца, Йо Стромгрена, Пипо Дельбоно. В эти дни транслируется широчайшая и многообразная образовательная программа. Уже состоялась конференция, в которой приняли участие люди театра первой обоймы со всего мира. Показы же спектаклей, которые в октябре, в контексте пандемии планировалось экспортировать прямо во дворы не только Еревана, но региональных городов, торцы зданий как экраны и балконы как театральные ложи – все это осталось в другой жизни. Но пускай в режиме онлайн – фестиваль все-таки состоялся.

"Мы должны были это сделать, мы же не какая-нибудь насыщенная культурными событиями Франция, и такое присутствие как фестиваль нельзя сбрасывать со счетов. А чем еще мы должны отвечать на произошедшее? Конечно, какие-то мои студенты были на фронте, но, в основном, мы этим и боролись. Вот Андерс Бейер, директор фестиваля Бергена, который должен был выступать на нашей онлайн конференции в прежних сроках, мне пишет - почему не присылаете приглашение. "Сорри, война! – С кем?! - С Азербайджаном! – А это что?!". Только когда я объяснил про Турцию, он сориентировался. А это не Буркина-Фасо, это, на минуточку, Норвегия!

Вообще очень многие мои знакомые, очень серьезные представители современной культуры, узнавали о войне не из СNN, не из позорного Euro news, который просто превзошел себя и в такой ситуации поставил на тему корреспондента – азербайджанца по национальности, но только потому, что их дети – фанаты Ким Кардашьян. Мы это осознали, и фестиваль старался работать средством массовой информации. Все люди и международные арт-организации, все эти "асситежи", которых мы знаем, а знаем мы многих – все они шерили информацию. Даже во Всеармянский фонд посылали деньги.

Кстати, с таким же предложением ко мне обратился мой коллега из Израиля, и я ответил, что вместо денег, которые и так все шлют, лучше бы было собрать знаменитых деятелей театра и в эфире поговорить о происходящем, о позиции их страны. И они это сделали! И люди с мировым именем, принявшие участие в нашей конференции, которая изначально планировалась как антикороновирусная,  согласились на то, что мы переформатируем повестку, и в нее войдет "Нет - войне и агрессорам!" со всеми вытекающими", - говорит Артур Гукасян.

ВОЙНА СТАЛА ЧАСОМ ИСТИНЫ, МОМЕНТОМ ПРОЗРЕНИЯ в том числе и в контексте места и значения профессионалов – в любой сфере. И HighFest проводит самые разнообразные мастер-классы, по ходу которых специалисты рассуждают не только о нюансах профессии, но говорят о тех важнейших шагах, которые необходимы для реализации арт-проектов, а главное, о значении этих арт-проектов. Но особое место в программе онлайн фестиваля заняла конференция"How can we lock-out theater during lock-down time?" – "Как вывести театр из изоляции во время изоляции?" - модераторами которой были генеральный секретарь Европейской Ассоциации Фестивалей Кетрин Девентер и театральный критик и драматург, главный редактор журнала "Театр", художественный руководитель московского фестиваля "NET" Марина Давыдова.

"У нас-то были иные предложения по хештегу конференции – типа "турки, сдохните!". Но это очень классное название придумала Марина. Та самая Марина, которой пришлось отбиваться от всяких ибрагимбековых и прочих, которые всегда говорили все правильные слова про роль культуры и искусства, а потом проявились так, как проявились. Марина обратилась - есть в Москве такой-то центр, давайте соберем вещи для арцахских беженцев. Так на нее наехали!!! - "Тогда азербайджанцам тоже помогайте!". На что она ответила: " Я нормальный человек, но инициировать помощь Азербайджану не буду – это я говорю как человек, который родился в Баку и знает все изнутри". Вообще, мы даже не ожидали, что такое количество людей вдруг окажутся нашими донатами в плане моральной поддержки. Ведь фестиваль ничем их соблазнить не может – просто за человечность, за гуманизм. Это какой надо быть продажной тварью, чтобы выступать в поддержку двух этих диктаторов, Эрдогана и Алиева! Разве что этой мразью из Euro news или с канала "Дождь", который стал для меня очевидным куском позора – уж не знаю, какой Исмаилов или Аликперов его финансирует", - комментирует президент фестиваля.

А поскольку Артур Гукасян еще и заведующий кафедрой арт-менеджмента и продюсинга ЕрГИТиК-а,  профессионал в культурной политике, невозможно было удержаться от вопроса – какие в нынешней ситуации следует задействовать механизмы, чтобы возродить искусство, помогающие не сойти с ума от реальности.

"Не бывает в такой ситуации механизмов – все это делают люди. Шостакович же писал свою симфонию в блокадном Ленинграде! И все зависит от того, как человек это ощущает и переживает. И это сразу видно! Вот все эти песни, которые стали писать во время войны – по текстам, по музыке сразу можно отличить, кто вложил в это душу и боль, а кто просто быстренько испек клип, чтобы поймать хайп. И это считывается мгновенно! То, что будет в ближайшее время с исполнительским искусством, вполне предсказуемо. Все будут заточены на то, что будет происходить "здесь и сейчас", поэтому все будет очень контекстуально и политизировано, и ничего особенного ждать не приходится. Главное, чтобы не было спекуляции на всем этом, чтобы было искренне. Хотя, наверное, есть люди, которые искренне вознамерились на этом делать деньги - так всегда бывает. Просто, со временем вся эта "искренняя" шелуха уходит, остается то, что значимо и талантливо".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • В ПОИСКАХ ИСКРЫ, или "СДАЧА ВОСКЕПАРА ОЗНАЧАЕТ СДАЧУ АРМЕНИИ"
      2024-03-27 09:54

      Шумиха вокруг несуществующего проекта новой Конституции уступила место дискуссии вокруг переноса всех вузов на территорию Академгородка. После того, как азербайджанские оккупанты своими GPS выселили жителей Шурнуха из 13 домов с хозяйственными пристройками и приусадебными участками, правительство Пашиняна обещало построить для них новые дома. Уже 4 года строят, однако ни одного не достроили!

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.