ГРУЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕТЬЕЙ АРЦАХСКОЙ ВОЙНЫ: ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ?
Получилось так, что "стараниями" Азербайджана и Армении мир, кажется, забыл о существовании еще одной республики в регионе. А ведь было время, когда Грузия своей внутренней и внешнеполитической повесткой выталкивала соседей в тень. Не так давно именно эта страна находилась в информационном и инвестиционном фокусе так называемого прогрессивного мира, поскольку здесь формировался политический климат всего региона, генерировались наиболее успешные тренды либерализации постсоветского наследства. Отсюда велась трансляция западной ценностной системы на пространство не только Южного Кавказа, но и на более обширные территории.
ОДНАКО В РЕГИОНЕ ПРОИЗОШЛИ и продолжают происходить такие масштабные сдвиги, что Тбилиси проходится мириться со снижением интереса к себе со стороны западных друзей. Более того, возможно, Грузии вообще придется отказаться от своей роли матрицы для антироссийских демократий, которая и кормила эту страну на протяжении многих лет. Судя по всему, вражда с Россией в новых обоснованиях не только нерентабельна, но и вообще может подвести наших северных соседей, как говорится к паперти, то есть к обнищанию. Пандемия и стагнация туристической сферы уже остановили экономический рост страны, и если господа-батоно продолжат корчить рожицы в сторону Москвы вместо партнерского обсуждения с ней перспективных инфраструктурных проектов, это будет равносильно самоубийству.
Мода на антироссийскую истерику медленно, но уверенно покидает Грузию - главные ее подмостки сейчас в Киеве, Варшаве, в прибалтийских столицах. В самой же Грузии с каждым днем укореняется понимание того, что за годы русофобской кампании страна прошляпила турецко-азербайджанскую политико-экономическую экспансию и теперь только с помощью российского фактора сможет сбалансировать влияние тюркского тандема, иными словами, освободиться от его удушающих объятий.
Однако за долгий период грузино-российской вражды был сгенерирован такой уровень ненависти, высказано столько обвинений и оплевано такое количество "колодцев", что вряд ли процесс поиска контактов будет безболезненным и быстрым. Достаточно вспомнить, чем обернулась безобидная затея Владимира Познера отметить именины в Тбилиси: частная вечеринка стала причиной резонансной политической акции, наглядно показавшей степень абсолютной деиммунизации и незащищенности грузино-российских отношений от умелых манипулятивных действий.
Тем не менее Грузии придется каким-то образом налаживать диалог с Москвой. В противном случае страна будет выпихнута тюркским тандемом на региональные задворки и, лишенная субъектности, окончательно поглощена им в экономическом, а затем и в политическом плане.
До недавнего времени Тбилиси смиренно терпел неудобства, а порой даже откровенное унижение со стороны Анкары и Баку. Экономический диктат, последовательная тюркизация Аджарии, политическая активизация "борчалинских" азербайджанцев, волокита с вопросом принадлежности монастырского комплекса Давид Гареджи - на все это Тбилиси смотрел, стиснув зубы, но вынужденно изображая дипломатическую улыбку. Нынче же, после того как по результатам Третьей Арцахской войны на Южном Кавказе произошло смещение баланса сил и турецко-азербайджанская военная компонента превратилась в реальную угрозу для суверенитета региональных республик, Тбилиси начинает испытывать острый дискомфорт и неуверенность в своей самодостаточности в процессе дальнейшего сопротивления тюркской экспансии.
С другой стороны, Запад в последние годы заметно охладел к Грузии и ее проблемам: "любовь навеки" с США и Европой не сложилась. Стремительно угасая, пылкая страсть двухтысячных еще обеспечивает кое-какую инерцию взаимоотношений, заполненных больше лозунгами, нежели прикладным содержанием, материализовать которые в конкретную форму противовеса тюркской силе Тбилиси не удается. Остается Россия, особо не жалуемая по причине старых обид, но единственно способная умерить возрастающий аппетит турецко-азербайджанского тандема.
КРОМЕ ТОГО, ПОСЛЕ АРЦАХСКОЙ войны в Анкаре и Баку все чаще начали говорить о пресловутом проекте "зангезурского коридора", который в случае реализации перетянет на себя львиную долю товаропотока и энергической логистики из Азербайджана в Турцию, что, естественно, лишит Грузию больших и разнообразных выгод. Страх очутиться вне зоны основных коммуникационных маршрутов китайского Шелкового пути также может заставить Тбилиси искать активные контакты с Москвой для создания альтернативы турецким проектам. Речь идет о попытке реанимации сообщения с Россией посредством Абхазской железной дороги, без чего невозможно осуществить реализацию проекта "Север - Юг", который лоббируют сейчас Индия и Иран.
Армении и Грузии в этой экономической программе отведена особая роль, но проект обещает баснословные доходы Тбилиси только в случае кооперации политических и экономических действий с Москвой и Ереваном. Для этого Грузии следует отважиться на бОльшую самостоятельность в экономической политике, избавиться от турецко-азербайджанских инвестиционных пут и научиться отделять экономические вопросы от политической компоненты в абхазской проблеме. Одним словом, Грузия сейчас остро нуждается в переоценке приоритетов, чтобы адаптироваться к новым геополитическим условиям.
Запрос на такие кардинальные перемены уже формируется в политических кругах и обществе, хотя власти республики пока еще весьма осторожны с оценками происходящего. Но это вовсе не значит, что они не улавливают сути перемен. Ряд событий, синхронно происходивших в Грузии в последние несколько месяцев (заметьте, сразу после окончания последней Арцахской войны), явно свидетельствует о старте неких глубинных преобразований.
Напомним, что после осенних выборов в парламент в стране начался глубокий политический кризис. Часть оппозиции бойкотировала работу парламента и сложила депутатские мандаты, обвинив правящую партию "Грузинская мечта" в фальсификации выборов. Только спустя месяцы жесткого противостояния с митингами, столкновениями с полицией и арестами ситуацию удалось вернуть в конструктивное русло. При посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля состоялись переговоры и было подписано соглашение между властью и оппозицией о мирной разрядке ситуации. Результатом стали громкие отставки во власти: в феврале оставил пост премьер-министр Георгий Гахария, на место которого был избран успевший уже однажды возглавить правительство Ираклий Гарибашвили, а в апреле ушел с должности председатель парламента Арчил Талаквадзе, уступив место Кахаберу Кучаве.
На первый взгляд может показаться, что оппозиция изрядно потрепала "Грузинскую мечту" и загнала ее в угол. Однако это совсем не так. Тактической перестановкой первых лиц в правительстве и парламенте партия власти просто разрядила градус напряженности и при этом уверенно отстояла легитимность выборов. Партия "туркофилов" Саакашвили, как ее называют, не смогла взять реванш, а это значит, что в грузинском обществе, несмотря на провалы социальной политики действующей власти, нарастает недоверие к правившим в прошлом, а ныне оппозиционным политическим силам, так или иначе повинным в распространении турецко-азербайджанского влияния на Грузию.
Другим важным политическим событием, имеющим отношение к теме настоящей статьи, стало движение против строительства Намахванской ГЭС. Многотысячные митинги и акции в Кутаиси начались после того, как обществу стало известно, что не только строительство ГЭС и ее дальнейшая эксплуатация переданы туркам, но и весь бассейн реки Риони в сотни километров на десятки лет предоставлен в полное распоряжение турецкой компании. Движение стартовало около четырех месяцев назад и продолжается до сих пор. Включенные в него организации, партии и простые граждане требуют расторгнуть все контракты, подписанные с турецкой компанией ENKA Insaat ve Sanayi A.S., и вернуть Рионское ущелье в пользование государства и грузинского народа.
НАКОНЕЦ, СЛЕДУЕТ УПОМЯНУТЬ о стартовавшем 8 октября 2020-го судебного процесса над бывшими должностными лицами - Натальей Ильичевой и Ивери Мелашвили, обвиняемыми в "передаче территорий Грузии иностранному государству". Напомним, что фигуранты этого дела были включены с грузинской стороны в комиссию по делимитации и демаркации границы с Азербайджаном. Как утверждает грузинская прокуратура, подкупленные азербайджанцами, Ильичева и Мелашвили за основу работы комиссии брали такие архивные карты, на которых определенные участки границы были обозначены не в пользу Грузии. В результате этой преступной деятельности в распоряжении Азербайджана оказались сотни гектаров грузинской земли, в том числе большие куски территорий монастырского комплекса "Давид Гареджи".
В настоящее время судебный процесс над чиновниками продолжается. Однако вне зависимости от его исхода грузинской общественности и Азербайджану уже дан сигнал о том, что Тбилиси намерен серьезно бороться за каждый метр приграничной территории. Многие склонны связывать этот процесс исключительно со внутриполитическими дрязгами: дескать, нынешние власти таким образом наносят удар по репутации партии Саакашвили, назначенцами которой и были Ильичева и Мелашвили. Возможно, в этом есть доля истины, но суть дела от этого не меняется.
В Грузии действительно наблюдается формирование серьезного запроса на сопротивление турецко-азербайджанскому засилью. Общество гложут страхи и опасения по поводу ползучей тюрко-исламской экспансии, и пришло время, чтобы этот острый запрос был конвертирован в политическую реакцию. Иначе говоря, в стране должна сформироваться и, очевидно, уже формируется повестка по созданию институциональной и идеологически выверенной системы противодействия избыточному тюркскому влиянию. И, как ни крути, в Тбилиси понимают, что без российской поддержки Грузии не удастся справиться с серьезнейшим вызовом.
Что будет дальше - покажет время. Однако факт трансформаций в сознании грузинского общества неоспорим. Грузия вскипает. Грузия меняется на глазах. И, наверное, самое точное определение этим процессам дала посол Турции в Тбилиси Фатьма Джерен Язган. Комментируя развития вокруг Намахванской ГЭС и разговоры в грузинском обществе об ожидаемой аннексии Батуми, она в сердцах обронила: "Я не узнаю прежней, братской нам Грузии…"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.