СИСТЕМНОЕ "САФАРИ" НА "НЕПРАВИЛЬНЫХ" ЖУРНАЛИСТОВ
Что мы знаем о ситуации со свободой слова в постсоветских странах? В некоторых из них она оставляет желать лучшего, в других – много лучшего. Вот почему интересно было поучаствовать в вебинаре "Атаки на медиаработников в 2020 году: тенденции и механизмы региональной солидарности", организованном фондом "Справедливость для журналистов" (JFJ), который осуществляет ежедневный мониторинг атак на представителей СМИ в 12 постсоветских странах (кроме республик Балтии).
ДИРЕКТОР НАЗВАННОГО ФОНДА Мария Орджоникидзе констатировала усиление давления на СМИ под прикрытием пандемии, войн и борьбы за власть, повышение агрессивности среды, в которой работают журналисты. Пандемия COVID-19, массовые протесты в Беларуси, Кыргызстане, России, военные действия в Нагорном Карабахе стали предлогами для дальнейшего сокращения пространства свободы и роста нападений на журналистов.
Согласно мониторингу JFJ, в 2020 году число атак на медиаработников на постсоветском пространстве возросло в 2,5 раза, составив 4528 случаев (в 2019 году – 1907). В результате четверо погибли насильственной смертью, трое скончались в тюрьмах, еще 6 – лишились жизни в результате несчастных случаев. Кроме того, не менее 30 представителей СМИ из Беларуси, России, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане и Казахстане ожидают приговора в заключении либо уже приговорены к лишению свободы на длительные сроки и находятся в лагерях и тюрьмах.
К примеру, редактор информационного сайта Turkmen.news Руслан Мятиев рассказал об ужасающей картине в сфере СМИ в Туркменистане - экзотической стране, где люди живут вне себя от счастья, потому что там не бывает никаких проблем. Однако на деле там пытают, в том числе электрическим током, журналистов и их родственников, как это произошло недавно за освещение темы принудительного труда при сборе хлопка. И пока граждане Туркменистана голодают и стоят в бесконечных очередях за субсидированными продуктами, племянник президента страны получает крупный госконтракт на импорт продуктов, живя при этом в роскошном дворце.
Глава "Белорусской ассоциации журналистов" Андрей Бастунец охарактеризовал Беларусь после волнений в этой стране как "территорию системной свободной охоты на журналистов". Некоторые журналисты и блогеры томятся в тюрьмах по обвинению в уголовных статьях, трое из них уже получили приговор за свою профессиональную деятельность. Некоторые оппозиционные газеты запрещают печатать и распространять через киоски и "Белпочту".
В Узбекистане, по словам журналиста-фрилансера из этой страны Сергея Наумова, СМИ усилиями властей утратили даже имевшуюся микроскопическую независимость. В условиях декоративной демократизации власти модернизировали репрессивный аппарат в отношении прессы наложили огромные штрафы "за распространение паники среди населения", превратив медиа в ретрансляторов официальных сообщений относительно COVID-19. От себя добавим: не напоминает ли это ситуацию в Армении?
КОНЕЧНО, В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕТ описанных ужасов и кошмаров, но ситуацию опять же нельзя назвать благополучной. Угрозы и нападения на журналистов имеют место быть и в Армении (так же, как и в Казахстане), о чем в своем коротком сообщении проинформировал участников онлайн-обсуждения председатель Комитета защиты свободы слова (КЗСС) Ашот Меликян. Так, если в 2019 году в стране было зарегистрировано 4 факта физического насилия в отношении журналистов, то в 2020 году таких случаев было уже 6, в ходе которых пострадало 11 представителей СМИ. Многие журналисты пострадали во время освещения акций протеста уже в этом году.
Более того, по словам Меликяна, с прошлого года "революционная" власть начала вводить ограничения, репрессивные нормы в отношении СМИ, которые плохо вяжутся с демократией. Пришлось даже обращаться в Совет Европы с просьбой об экспертизе законодательных инициатив "народной" власти. Профильные журналистские организации обратились также к президенту Армении с просьбой не подписывать законопроект об увеличении в 5 раз штрафов за клевету и оскорбления, в результате Армен Саркисян направил спорный документ в Конституционный суд.
На карте медиарисков фонда JFJ присутствует также "революционный" Кыргызстан. Пока здесь удается избегать убийств журналистов, однако атаки на прессу возросли вдвое, 19 медиаработников были вызваны на допросы (в некоторых случаях без повестки), чего раньше не было. Зафиксированы и попытки рейдерского захвата СМИ, а уж об угрозах и "хейт спичах" (языке ненависти) на онлайн-площадках и говорить нечего.
И наконец, ситуацию со СМИ на Украине представил председатель Национального союза журналистов Сергей Томиленко. По его словам, физические атаки на журналистов фиксируются каждые 4 дня, причем отличие от некоторых других стран в том, что эти угрозы исходят от не связанных с государством лиц и организаций. В стране имеются радикальные группировки, атакующие "неправильных" журналистов, что ведет Украину к авторитаризму.
Тем не менее, по словам Томиленко, им в некоторых случаях удается наладить сотрудничество с государством в сфере обеспечения безопасности журналистов, расследовании и предотвращении физических атак на них. Так, прежние незначительные наказания за это заменены на более строгие: теперь за "сафари" на журналистов можно получить до 2-х лет условно или выплатить солидный штраф.
Кроме того, журналистскому сообществу удалось вынудить власти организовать парламентские слушания на тему безопасности журналистов, в результате чего, в частности, два высоких должностных лица в силовых структурах приняли на себя кураторство в сфере обеспечения безопасности СМИ и их сотрудников.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-04 09:41
Охота за советскими чугунными ваннами и батареями в самом разгаре Правительство Армении на своем заседании 3-го июля в очередной раз продлило на полгода (с 1 августа т.г. до 1 февраля 2026 года) запрет на вывоз металлического лома и отходов, которые стали чуть ли не основной сырьевой базой для национальных металлообрабатывающих предприятий. «ГА» в последнее время несколько раз обращался к этой важной теме, поскольку, с одной стороны, металлургическая продукция из черных и цветных металлов для любой страны имеет стратегическое значение прежде всего в плане обороноспособности (плюс строительство), а с другой – функционирование целой отрасли на столь нестабильной и конечной сырьевой базе создает многочисленные риски и, в частности, грозит простоями и даже полной остановкой сталелитейных заводов…
-
2025-07-03 10:01
Какими богоугодными делами заняты чиновники из Минэкономики Несколько дней назад на презентации «Всемирного доклада предпринимательства: Армения 2024/2025», являющегося одним из самых авторитетных и всеобъемлющих исследований, у присутствующих вызвало немалое удивление, если не сказать раздражение, отсутствие на мероприятии назначенной полгода назад замминистра экономики Лили Сираканян, которая курирует данную сферу и, более того, должна была принять участие в панельных прениях по исследованию. Кстати, взамен на мероприятие чуть ли не в полном составе явился Совет Центрального банка РА. Некоторые участники в связи с этим громогласно выражались в том духе, какое еще более важное дело нашлось у новоиспеченной замминистра, нежели углубиться в проблемы предпринимательства в Армении и получить, наконец, ясную, без приевшихся стереотипов, полную и надежную картину этой важной сферы экономики…
-
2025-07-03 09:48
Генеральные секретари марзпетаранов увольняют людей, а мы отдуваемся за это Дефицит и некомпетентность пашиняновских кадров дорого обходятся налогоплательщикам, карман которых правительство бездарей с какой-то стати считает своим. Неэффективное использование, а то и прямое разбазаривание средств государственной казны давно стали фирменным знаком деятельности нынешней исполнительной власти. Сегодня, воспользовавшись повесткой заседания правительства 3 июля, поговорим о том, какой ущерб госбюджету причиняют незаконные увольнения граждан, «простой» которых и прочие расходы после решений судов вынуждено компенсировать правительство, отнимая эти деньги у других утвержденных госбюджетом-2025 программ…
-
2025-07-02 09:55
«Если что-то и нужно национализировать, то это… кресло премьера» Наблюдая за событиями последних дней, невольно задаешься вопросом, когда и как у нас под боком выросли все эти отщепенцы, отступники и лицемеры. А главное – как их допустили до власти. Смотришь сегодняшние кадры с улиц Белграда, и усматриваешь совершенно явные параллели с «ненасильственной бархатной революцией» Пашиняна, которая не была ни ненасильственной, ни бархатной, а была просто устроенной по западной методичке «цветной»…
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-07-03 09:32
"Ты увидишь вмешательство, проходимец!", "Навсегда заставлю замолчать!". Эти записи Пашинян сделал в ответ на следующее заявление крупного российского предпринимателя Самвела Карапетяна: "Маленькая группа, забыв армянскую историю, тысячелетнюю историю армянской церкви, набросилась на церковь и на народ. Я всегда был рядом с армянской церковью и армянским народом. Если политическим деятелям не удастся, то мы своим способом вмешаемся в поход властей против церкви". За эти слова Карапетян, по личному указу Пашиняна, помещен под 2-месячный арест. А теперь обратимся к фактам, которые помогут проследить динамику политических репрессий в виде наступления режима на свободу слова за истекшие годы.
-
2025-06-24 09:53
В опасной близости от "без 3 минут очага ядерной войны" в кулуарах власти строят планы о том, как "олигархи сердца" Пашиняна Нарек Налбандян и Хачатур Сукиасян "распилят" бизнесы Самвела Карапетяна после их "национализации".
-
2025-05-08 10:30
Хокку Идея есть. Импичмента нет. Хочется плакать.
-
2025-04-18 10:31
«Гражданский договор» в ярости от сложившейся в Гюмри ситуации. Да, и раньше были и есть общины, руководителями которых являются не члены команды «Гражданского договора». Но в Гюмри все выглядит вызывающе-позорно для «ГД». Не только потому, что правящая команда задействовала все ресурсы для победы своего кандидата, в том числе и испытанный метод шантажа возбуждением уголовных дел. Дело больше в том, что в Гюмри победу над правящей командой одержал не просто оппозиционный кандидат, но самый «бывший» из возможных «бывших» - выдвинутый коммунистами Вардан Гукасян, который был мэром Гюмри и при Роберте Кочаряне, и при Серже Саргсяне.