"ПЯТНА КРОВИ НА РУКАХ МАКБЕТОВ СМЫТЬ НЕЛЬЗЯ"
Широкая публика знает его больше как ведущего телепередачи "Не ждали", чем замечательного театрального режиссера. Совсем недавно со студентами своего курса ГИТиКа Сурен ШАХВЕРДЯН сделал удивительный, полный воспоминаний и предчувствий спектакль по пьесе А. Чехова "Три сестры" - наверное, самой знаменитой пьесе о неслучившейся жизни... Теперь он мечтает поставить шекспировского "Макбета" - пьесу, о властителях с кровавыми руками, которая, по мнению режиссера, стала для нас необычайно актуальна.
- Главный рефрен "Трех сестер" - "надо жить!" А как жить после всего, что с нами произошло?
- В моем спектакле, конечно, звучит "надо жить!", но основной акцент я сделал на другом тексте. В спектакле целых четыре раза повторяется вершининское - "Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней..." Чехов писал об этом 120 лет назад - осталось 180, совсем чуть-чуть. А если серьезно, все равно есть надежда, что что-то изменится. Надежда-то должна быть! То, что случилось с Арменией... В 18-м году была надежда. Сегодня эту надежду убили. Я хочу найти что-то, что заставит снова поверить: завтра что-то изменится, и надежда опять родится. Пока, правда, учитывая сегодняшнюю ситуацию и поствыборную Армению, найти такую точку опоры весьма затруднительно.
- Ну у чеховского Вершинина есть ведь и другой текст: "Что если бы начать жизнь снова, притом сознательно? Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая - начисто!" Но жизнь-то набело не перепишешь! Твоя неожиданная попытка баллотироваться в депутаты - желание быть сопричастным к тому, чтобы жизнь стала беловиком?
- Тут все просто. За пару месяцев до выборов я несколько раз встречался с первым президентом Армении, которого считаю высокоинтеллектуальным человеком, обладающим феноменальными знаниями. Он настоял, чтобы я был в их списке, и я не смог отказать. Правда, поставил условие - если мы войдем в парламент, я откажусь от мандата и сделаю заявление, что не имею к этому никакого отношения, в Национальном Собрании должны быть профессионалы. Вот и все. А вообще наша главная трагедия в том, что интеллект и знание в нашем обществе - роскошь. Слишком большая роскошь! Вот я веду телепередачу и не по наслышке знаю: чем дальше - тем хуже. Слишком редко удается поговорить с людьми, с которыми интересно. Сегодняшние герои - люди тик-тока. Что особенно печально, у меня ощущение, что новое парламентское большинство - это все те же тиктокеры. И они будут писать законы, будут моделировать нашу жизнь - будут поганить все кругом.
- Но ведь ты был апологетом революции! Это война заставила тебя так резко изменить позицию?
- Извини, я с первых дней и все время кричал о том, что команда Пашиняна - это супердилетанты. Все время обвинял его в том, что он собрал убожество. А сейчас будет еще хуже. Сейчас в парламент прошли помощники этих дилетантов. Представляешь - третьи копии, помощники и помощницы! Когда-то я снимал с Пашиняном передачи, и тогда он был мне интересен. Тогда он боролся со многими негативными явлениями - он, казалось, боролся - и я верил. Боролся с теми явлениями, самой жуткой квинтэссенцией которых он сам сегодня стал. Тогда мне казалось, вот завтра он скажет: простите ребята, вы шагали со мной, но вы некомпетентны решать никакие вопросы. Но завтра была война! А когда он признался, что на одной чаше весов были жизни молодых ребят, их семьи, все раненые и искалеченные, а на другой - "вы назвали бы меня предателем"... Худшего дня для меня не было - просто убить все!
Никогда он не сможет смыть эту кровь со своих рук - "никакие ароматы Аравии не отмоют эти руки", как в известном монологе леди Макбет у Шекспира! А жена его вообще очень похожа на леди Макбет... Мне бы хотелось сегодня поставить эту пьесу. Просто вряд ли кто-то станет меня финансировать, а коммерческого "Макбета" в Армении сделать нереально.
Я наверное, самый активный среди режисссеров, который все время говорит, кричит, поднимает вопросы, которые сегодня совершенно необходимо поднимать. Это вредит мне в профессии - и время отнимает, и денег не дадут, и площадку. Я же понимаю, что театры, которые предоставляли мне сцену, теперь скажут "прости, но ты же понимаешь..." Но это не имеет значения. Я не люблю отступать от своих целей. Вот на своем курсе в ноябре я начал делать "Дом на границе" Мрожека" - такая полная проекция того, что происходит в нашей стране. Мне кажется, у меня еще будет возможность высказаться со сцены и о войне.
- Ты говоришь "Макбет". Там ведь, пока эта семейка убивает короля и полководцев, это как бы политическая борьба с поправкой на дикое средневековье. Но, когда они убивают детей Макдуфа и юношей-принцев, на Макбета поднимается и идет Бирманский лес. Потому что есть высшие законы человеческого бытия - людей вообще нельзя убивать, и трижды нельзя убивать детей. Но наш "Бирманский лес", кажется, вполне доволен!
- Да, потому что значительная часть нашего общества желает видеть "на королевском троне" свой аналог. Обрати внимание, идеальная метафора - вот эти часы на площади Азнавура - стоят, застыли на трех часах. То есть правильное время они показывают одну минуту из 24 часов в сутки. Все остальное время не работают и врут! Так и наше общество врет - ложь окружает всех и повсюду! Врут не только друг другу, но самим себе, так что власть, которую мы имеем, абсолютно естественна. Большинство идет за своим зеркальным отражением! Понятно, с премьером работают специалисты-психологи, которые объясняют: повтори 100 раз самую чудовищную ложь - и тебе поверят. Он так и поступает. И так поступает правительство, если это можно назвать правительством... Ты говоришь "Бирманский лес".
Я уже не раз сталкивался с людьми, которые потеряли на войне сыновей. Но спрашиваешь, кого вы избрали "Пашиняна, а кого еще!" "А почему?!" - "Наши сыновья погибли, их не вернешь, но кто еще выплатил бы нам денежную компенсацию?"... Это же ужас ужасный, полное дно-днище - цена жизни собственного ребенка в денежном эквиваленте! Это уже как в "Гамлете" - "Башмаков еще не износила, в которых шла за гробом мужа... Зверь без разума и чувства грустил бы более!" Ведь еще не остыла кровь их сыновей, а они пошли за тем, кто виновен в их гибели!
И для меня объяснение в следующем - чем дальше, тем темнее и невежественнее мы становимся. Из обихода выходят слова "воспитание", "образование", "культура". Сейчас время плоских, ограниченных, донельзя тупых тиктокеров. И это повсеместно. Вот я недавно прочел, что Ольгу Бузову из "Дома-2" пригласили во МХАТ играть спектакль. Пускай не в табаковский, где сейчас Машков, а в бывший, доронинский. Эдуард Бояков, который его теперь возглавил, пригласил. Это же сколько великих артистов перевернулось в гробу! Хайп хайпом, но нельзя же настолько продавать всякую память о высоком искусстве!
- Мы убедились, что можно продать собственную страну и тысячи жизней, а ты - "искусство"!
- Я честно как режиссер очень хочу понять нашего премьера. Та его ретроипостась, которая мне импонировала, поднимала вопросы, пыталась бороться с тем, с чем все мы были не согласны. Я хочу понять, влезть в его шкуру - как происходит подобная метаморфоза? Вот я - это я, взрослый, сформировавшийся человек, неужели, если предлагаемые обстоятельства изменятся, я стану другим? Или он всегда был тем, кем является сейчас?... А теперь - "Дайте мне другой, стальной мандат, и я совершу чудо!"
У него был самый стальной мандат, почти 80 процентов, это ж волшебная палочка, что еще было нужно? В 18-м году у них был лозунг "Выбирая нас, вы выбираете светлое будущее!" В 21-м - "Будущее есть!" "Светлое" уже не обсуждается, и, выходит, само будущее под вопросом, если на нем надо настаивать. Ребята, вы что, совсем идиоты?! Если пролистать программу 18 года, ни один пункт не был выполнен! Ни один - от слова "абсолютно"! Разве что пару сотен километров асфальта постелили на дорогах, и то некачественно, потому что зиму этот асфальт не пережил. Короче, полное зеро. Просто на трон привели и посадили нашего предателя. Понятно, что Пашиняном управляют. И все же... Куда он идет и куда он ведет? Он ведь в моем понимании трусливый, он все время и всего боится. Страшно, очень страшно...
- И что в такое страшное время делать деятелям культуры?
- А это элементарно. Сейчас деятелям культуры будут говорить - ребята, не время. Деньги не могут тратиться на культуру - у нас семьи погибших, у нас раненые, которые нуждаются в лечении, у нас люди, оставшиеся без крова, у нас проблема безопасности и прочее, и прочее. Идите подальше и живите как хотите. Это плачевно.
- Но мы же любим кивать на Германию, в которой после войны были открыты десятки концертных залов и театров, чтобы выводить людей из депрессивного состояния...
- Вот хорошо, что ты привела пример Германии, которая проиграла войну. Но у них осталось достоинство, они не сломались А мы абсолютное чмо! Именно это слово! Почему мы чмо? Потому что Гитлер ушел и Германия возродилась. Пришли другие люди и построили страну заново. А мы - чмо, потому что большинство из нас пошло за чмо! Пойти за лидером, который уничтожил все, что было можно и что нельзя, который утопил все в крови! Кто мы после этого?
Ну, посмотри со стороны - почему мы удивляемся, когда Алиев или Эрдоган ухмыляются?... Знаешь, когда я рано утром вожу дочку в школу по дороге с Монумента, на каменной кладке ограждения то тут, то там периодически вижу надпись "Предатель!" Вечером возвращаюсь по той же дороге - стерто. Через какое-то время опять появляется... Мне начинает казаться, что весь государственный ресурс занят исключительно тем, чтобы отмыть, выжечь кислотой это страшное слово "предатель!" Но его же никогда не стереть - как кровавые пятна, проступающие на руках леди Макбет.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 10:32
С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-06-20 10:37
"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.