УЧЕНЫЕ РАСКРЫЛИ СЕКРЕТ СКРИПОК СТРАДИВАРИ

Новое исследование, проведенное учеными Тайваньского национального университета  и Техасского университета A&M, подтвердило, что известный во всем мире скрипичный мастер Антонио Страдивари обрабатывал свои инструменты химическими веществами, которые и были одной из причин их столь уникального звука. Причем некоторые из используемых им веществ были идентифицированы учеными впервые. Исследование было опубликовано в Angewandte Chemie International Edition.

Джозеф Надьвари из Техасского A&M был первым, кто предложит теорию о том, что не только собственно умение делать инструмент, но и химические вещества, применяемые для обработки скрипок были причиной того, что Страдивари создавал инструменты, звукам которых нет равных более 200 лет. Подобными веществами обрабатывал свои скрипки и другой известный итальянский мастер изготовления смычковых инструментов Джузеппе Гварнери. А теперь под эту теорию была подведена доказательная база.

Исследователи выяснили, что такие вещества, как бура, цинк, медь и квасцы, вместе с известковой водой, использовались для обработки применяемой в скрипках древесины. Ученые отмечают, что бура имеет более, чем долгую историю использования в качестве консерванта, начиная с древних египтян, которые применяли ее при мумификации, а затем в качестве инсектицида.

«Присутствие этих химикатов указывает на сотрудничество между производителями скрипок и местной аптекой и фармацевтом в то время. И Страдивари, и Гварнери хотели обработать свои скрипки, чтобы черви не разъедали древесину, потому что заражения червями были очень распространены в то время», - поясняет Надьвари.

При этом каждый мастер использовал свои собственные методы обработки дерева, которые придали инструментам не только некоторую полезную механическую прочность, но и акустические преимущества. Именно поэтому такие методы держались мастерами  в секрете. При визуальном же осмотре узнать, какие именно химические вещества использовались, было невозможно.

Ученые также отмечают, что использованные химические вещества были обнаружены по всей древесине и внутри нее, а не только на ее поверхности, и именно это напрямую повлияло на качество звука инструментов.

Стоит отметить, что Антонио Страдивари (1644–1737) за свою жизнь сделал около 1200 скрипок и продал их только очень богатым покупателям, в том числе из королевской семьи. На сегодняшний день сохранилось около 600 скрипок Страдивари.

Менее известный современник Страдивари, Гварнери Бартоломео-Иосиф (Джузеппе) (1698-1744), в продаже своих скрипок был менее успешен, но сейчас его инструменты считаются равными по качеству и цене скрипкам Страдивари. Так, в наше время стоимость одной такой скрипки может составлять 10 миллионов долларов, а иногда даже и больше.

В то же время ученые поясняют, что необходимо проведение дальнейших исследований, чтобы прояснить и  другие детали того, как химические вещества и древесина обеспечивают безупречное качество звука.

Planet-today.ru