Последние новости

НАЗНАЧИТЬ ГЛАВОЙ МИНЗДРАВА ЮРИСТА - ВСЕ РАВНО, ЧТО НАЗНАЧИТЬ ГИНЕКОЛОГА ГЛАВОЙ МИНЮСТА

В интервью «ГА» доктор медицинских наук, профессор Гарик АГАБЕКЯН говорит о состоянии системы здравоохранения Армении.

- Г-н Агабекян, как вы оцениваете работу системы здравоохранения Армении в сложившейся эпидемиологической ситуацией?

- Заболеваемость огромная, летальных исходов много, профилактически меры принимаются неэффективно, то есть система здравоохранения не справляется с ситуацией.

Иного ожидать было трудно. Все, что происходит сегодня в нашей стране – результат проводимой кадровой политики, когда при назначении на ключевые должности критерий профессионализма отступает на задний план, а первостепенное значение приобретает политическая лояльность и поддержка действующей власти. Достаточно оглянуться в недавнее прошлое и высказанное мнение найдет убедительное подтверждение.

Придя к власти, нынешний премьер Никол Пашинян в ряду других вызывающих недоумение назначений сделал министром здравоохранения Арсена Торосяна - человека, не только не пользующегося авторитетом в медицинской среде, но и мало кому известного, не имеющего опыта организационной работы. До назначения на высокую должность Торосян сумел найти инвестора, купившего ему аппарат МРТ и назначившего его на должность директора совсем небольшого медучреждения, где работало всего несколько человек, и способного предоставить пациентам лишь одно диагностическое исследование. То есть особых заслуг ни в области медицины, ни в сфере организации здравоохранения этот человек не имел, что не помешало ему занять должность министра.

 Шокирующие обещания далекого от медицины премьер-министра вытащить вирус пинцетом или искоренить его водкой возражений Арсена Торосяна не вызвали. Вместо того, чтобы разъяснить премьеру всю сложность и опасность эпидемиологической ситуации, принять необходимые меры, он убрал многих руководителей медицинских учреждений, назначил своих людей – молодых, тоже никому не известных и не имеющих опыта организационной работы, что повлекло за собой негативные результаты. Единственным достижением Торосяна стал ремонт инфекционной больницы, но сделано это было в условиях уже распространяющейся эпидемии.

- Видимо, следовало предпринимать и другие шаги, способные ограничить рост заболеваемости…

- Разумеется. Меры принимались, но совершенно неэффективные. Людей, которые были в контакте с больными или прибыли из других стран, стали изолировать, расселять по пансионатам, гостиницам и т.д. На их содержание были потрачены большие деньги, которые следовало использовать более эффективно. Заболеваемость быстро росла. Другие государства в это время принимали более эффективные меры и занимались разработкой и производством вакцины. Потом Россия подарила Армении какое-то количество доз вакцины, но Торосян не удосужился организовать регистрацию препарата, поэтому он практически не был использован.

- Но сегодня несколько вакцин наконец прошли регистрацию в Армении. Это изменило ситуацию к лучшему?

- К сожалению, нет. В задачи Министерства здравоохранения входит не только организация медицинской помощи населению, но и принятие и пропаганда профилактических мер, снижающих распространение тех или иных, в первую очередь инфекционных заболеваний. Но постоянно возникают проблемы с дозами. При том, что вакцинация в Армении массовой так и не стала, не хватает то первой дозы, то второй, то одного препарата, то другого.

Но вернемся к деятельности Арсена Торосяна. Он даже не представлял себе организацию медицинской помощи в условиях пандемии. Для перевозки тяжелых больных из регионов в Ереван использовались двухместные туристические вертолеты, в которых лежачие места не предусмотрены, что тоже не дало результатов, более того, привело к крайне негативным последствиям. Но провальная деятельность Торосяна в условиях пандемии не повлекла за собой немедленной отставки министра. Он еще успел совершить и много других ошибок, пока на его должность не был назначен другой человек.

- С приходом нового министра здравоохранения что-нибудь изменилось в лучшую сторону?

- Такого результата ожидать было трудно, поскольку должность министра, причем в очень сложных условиях, занял человек, не имеющий никакого отношения к медицине. То, что кадровая политика нынешнего правительства провалилась, не вызывает сомнений. Но хотя бы в условиях пандемии следовало отступить от выбранного курса. Назначить министром здравоохранения юриста - все равно, что назначить гинеколога министром юстиции.

- Но ведь подходящие для этой должности кадры, несомненно, есть…

- Кадры действительно есть, но, как я уже говорил, отбор их идет не по профессиональным, а по политическим критериям. Разделив граждан своей страны на «черных» и «белых», действующая власть просто отказалась от привлечения на ключевые должности людей, которые не подтвердили свою особую приверженность выбранному курсу.

Судя по результату, новая министр здравоохранения первостепенному требованию соответствует. Правда, некоторый опыт работы в Минздраве у Анаит Аванесян есть, при Арсене Торосяне она была замминистра. Но насколько мог быть полезен опыт работы с министром, провалившим свою работу?

Хотел бы коснуться еще одного вопроса. Итоги войны оказались трагическими для нашей страны. Тысячи погибших и раненых, потеря большей части Карабаха, десятки тысяч беженцев – людей, потерявших все… Во многих случаях для опознания тел погибших нужно было проводить генетическую экспертизу.

В свое время такой аппарат был приобретен за сумму 20-25 тысяч долларов. Но потом Торосян заявил, что мощность имеющегося аппарата недостаточна для выполнения необходимого объема работ. При этом в Центре СПИДа, который расформировал тот же Арсен Торосян, имелся совершенно новый прибор для проведения генетической экспертизы. Почему он не был использован, непонятно, зато был приобретен новый аппарат стоимостью 400 тысяч долларов. Зачем, почему?

Ответы на эти вопросы отсутствуют, а задача не была выполнена… Люди хоронили погибших на фронте детей, а через несколько дней им звонили и говорили, что выяснилось, что это останки не их сына. Это же просто чудовищно! Но кто думал о состоянии этих людей?! В своих выступлениях в СМИ я говорил, что готов решить проблему в течение трех дней, но мое предложение интереса не вызвало.

- Давайте вернемся к нынешней ситуации. Как все-таки обстоят дела с вакцинацией?

- Хуже некуда. Распространение слухов об опасности вакцинации вызвало предсказуемую реакцию населения. Многие люди просто отказываются делать прививку. Непонятно и возрастное разделение вакцин. На каком основании утверждается что одни вакцины эффективны в одном возрасте, другие – в другом? В результате число вакцинированных в Армении не превышает 10-12%.

Например, в Объединенных Арабских Эмиратах число вакцинированных составляет 95%, а среди больных смертных случаев нет. Телевидение предоставляло возможность высказаться по этому поводу людям, не имеющим никакого отношения к медицине. Поэтому не приходится удивляться тому, что по числу вакцинированных Армения занимает последнее место в регионе.

Недавно в своем выступлении по телевидению Анаит Аванесян сказала, что они контролируют ситуацию как в Ереване, так и в регионах. Но это не так! Сегодня первостепенной задачей стала массовая вакцинация населения. И если даже привитый человек заразится, заболевание будет протекать значительно легче и не приведет к летальному исходу. Снова введен масочный режим, но насколько он окажется эффективным, если большинство пассажиров общественного транспорта не используют масок?

- Как осуществляется медицинская помощь заболевшим?

- Медучреждения имеют все средства для проведения лечения этого заболевания теми методами, которые массово используются сегодня. Но само заболевание еще недостаточно изучено и, возможно, будут предложены новые, более эффективные методы. Кстати, недавно я прочитал, что в Израиле разработан новый эффективный препарат, который позволяет вывести пациента из тяжелого состояния даже после того, как был использован ИВЛ. И если бы министр здравоохранения проявила интерес к новому препарату, это позволило бы спасти много человеческих жизней.

Однако в условиях, когда эффективные методы лечения этого заболевания пока неизвестны или не вошли в широкую практику, проведение массовой вакцинации становится особенно актуальной. Но когда профессионализм проигрывает политической лояльности, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится.

А о том, что Анаит Аванесян бесконечно далека от той сферы, которой руководит, свидетельствует еще один яркий пример. Стремясь идти в ногу со временем, она предлагает перевести обучение студентов-медиков в режим онлайн. Но подготовить практического врача таким образом невозможно. Вывод один: дело дилетантов живет, и новое поколение «специалистов», подготовленных в этих условиях, в сжатые сроки придет к поставленной цели: поставить последнюю точку в нашей истории.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОПРЕКИ РЕАЛЬНОСТИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
      2024-04-26 11:13

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН говорит о проблемах аттестации сотрудников Академии.

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ