"МАКБЕТ" И ДРУГИЕ ГОСТИ ШЕКСПИРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
В 1943 году, в разгар Великой отечественной войны, в Ереване состоялся фестиваль Шекспировских спектаклей. Концепция у него была одна - всем смертям назло!..
Нынешний Ереванский Шекспировский международный театральный фестиваль, давно ставший традиционным, также был призван доказать, что жизнь всегда сильнее смерти, выполнить некую функцию психотерапии. И трагическим образом театр вновь начал работать на фоне театра военных действий. И вновь состоялся!
15-й ЕРЕВАНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ взял старт 15-го ноября и включил в себя 15 спектаклей. В нынешних обстоятельствах следовало бы сказать - целых 15!
"В этом году мы ставили перед собой задачу во что бы то ни стало провести фестиваль, сломать царящую депрессивную атмосферу и двигаться вперед. Упорно работали над тем, чтобы все состоялось. К сожалению, есть вещи от нас не зависящие - из-за пандемии несколько театров, в том числе из Румынии, Сербии, Македонии, с которыми уже были договоренности, не смогли приехать", - говорит директор фестиваля, молодой режиссер Каро Бальян, которому учредитель Шекспировского Акоп Казанчян передал бразды правления.
Надо отдать должное - Каро Бальян реально сделал невозможное. И не только потому, что отыскал финансирование для шекспировского форума исключительно "в частном секторе". Именно туда посылает обычно Министерство НОКС реализаторов проектов. В данном случае проект - большой фестиваль с историей и традицией, член всемирно известной сети Европейских шекспировских фестивалей. Но дело даже не в том, что Бальян не потратил ни одной государственной копейки. Дело в том, что в нынешних реалиях ему удалось провести полноформатный фестиваль. Да, времена, когда в Ереванском Шекспировском принимали участие МХТ им. Чехова, грузинский Национальный театр им. Руставели и прочие культовые театры с культовыми спектаклями, пока отступили. Тем не менее, за эти дни Ереван принял более 100 участников и гостей, прибывших из 7 стран - известных артистов, руководителей международных фестивалей из России, Франции, США, Болгарии, Ирана, Татарстана, Украины. В рамках Шекспировского прошла масштабная образовательная программа "FestOFF". Мастер-классы и творческие лаборатории провели художественный руководитель театра "Кнебель" и театральной лаборатории "MiSHiNLaB" Константин Мишин, актриса из Франции Аурелие Имберт, худрук Новороссийского городского театра, руководитель фестиваля "Театральная Гавань" Евгений Кушпель, другие мастера. А все мы давно убедились, что именно с арт-образования и начинается реформа культуры и культурной политики, которой нет. Впрочем, мы ведем речь о присутствующих.
В ПРОГРАММЕ ФЕСТИВАЛЯ ПРИСУТСТВОВАЛИ "Двенадцатая ночь" Родопского драматического театра из Болгарии, "Сон в летнюю ночь" Киевского национального академического "Молодого театра", "Укрощение строптивой" Альметьевского татарского государственного драматического театра - вполне достойная панорама знаменитых шекспировских комедий. А вообще, фестиваль постарался представить как можно больше театральных форм и охватил спектакли и драматические, и дансантные, и мультимедийные, не забыв о моно-жанре, с которого и взял начало Ереванский Шекспировский фестиваль 20 лет назад.
Фронтменом нынешнего фестиваля был заявлен "Макбет" Театра "У моста" из Перми в постановке руководителя театра, заслуженного артиста РФ, лауреата Национальной премии Чехии, фестиваля "Золотая маска" и Государственной премии РФ Сергея Федотова.
Забегая вперед скажем, что успех был просто отвальный! В зал Русского театра, вмещающий 600 человек, втиснулась, наверное, вся тысяча. Студенты проявляли спайдерменские способности, буквально прилипнув к стенам. Крики "браво!" не смолкали очень долго. Можно, конечно, удивляться, как в нынешней ситуации люди находят в себе силы ходить в театр, но лучше поверить Ницше, утверждавшему, что "Искусство дано нам для того, чтобы не сойти с ума от реальности".
"Я очень рад, что мы, наконец, приехали в Ереван, в потрясающий город. Вчера мы гуляли - здесь все такое классное! Мы этому очень рады. Это наш 205 фестиваль, нашему театру "У моста" 33 года, и за все эти годы мы ни разу не были в Армении. Вот теперь исправляем эту ошибку... Наш театр всегда ставит классику как классику. Но тут небольшая поправка - мы назвали свой театр мистическим и всегда берем пьесы, которые связаны с демонами, ведьмами, мертвецами. А в "Макбете" как раз все это в избытке. Я даже попросил Каро, чтобы мы съездили куда-нибудь в крепость, порепетировали. Мы и в Ирландии так сделали, любим такие места - живые, энергетические, настоящие. Каро обещал поехать порепетировать в крепость Эребуни", - говорил Сергей Федотов на пресс-конференции, предшествующей фестивальному открытию.
"Ставим классику как классику". В этом, наверное, и был секрет невероятного успеха "Макбета" у зрителя. Неожиданных авторских высказываний и трактовок-открытий в нем не было. Зато в нем была восхитительная работа художника - настоящий средневековый шотландский замок и настоящая лисья оторочка на рыцарских плащах, щиты с эмблемами древних кланов, искры, летящие от ударов мечей. Словом, почти реалити-шоу, добротное театральное действо, во всех смыслах история, понятная широкой публике. А поскольку, как уже было сказано, публика была широка, как никогда, есть надежда. Есть надежда, что хотя бы через ожившее повествование величайшего драматурга всех времен и народов зритель поймет, как и из какого материала делаются тираны, и к чему приводит всепоглощающая жажда власти.
А еще есть надежда, что Ереванский Шекспировский фестиваль, в разное время выстоявший в двух войнах, состоится еще много-много раз и дальше будет помогать нам в поисках смыслов и познании высших законов человеческого бытия.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.