С БАКУ ГОВОРЯТ ОБО ВСЕМ, КРОМЕ АРЦАХА
В Брюсселе Никол Пашинян положил начало процессу переговорного отступления от Арцахского вопроса, говоря с Алиевым о чем угодно, только не об Арцахе. Это тот самый лидер, который в августе 2018 года обещал народу за его спиной ничего не подписывать по вопросу Арцаха, но который даже президента и министра иностранных дел своего государства не информирует, о чем ведет переговоры с врагом.
ТО, ЧТО ПОДПИСАЛА ВПАДАЮЩАЯ В ПСИХОЗ от слова «капитуляция» власть, как выясняется, не стоит даже соглашения о прекращении огня, поскольку на международных площадках ни слова не слышно о периодических провокациях против Арцаха, о жертвах среди военных и особенно среди гражданского населения. При этом трехстороннее заявление от 9 ноября еще пытаются представить, как основание для спасения остальной части Арцаха или десятков тысяч военнослужащих.
Налаживание сообщения между Азербайджаном и Нахиджеваном через территорию Армении – в повестке Брюсселя, обсуждение статуса Арцаха или сроков возвращения наших пленных в ней не значится. Таков переговорный подход Пашиняна: вести их с понурой головой, без чувства собственного достоинства, беспрекословно. Тогда как пленения за прошедший год десятков военнослужащих и мирных жителей, как и захвата территории Армении уже было достаточно, чтобы не только не идти на новые договоренности, но и заморозить выполнение других пунктов.
Говоря о трех заявлениях, подписанных Николом Пашиняном в трехстороннем формате, не следует забывать, что все эти документы навязаны нам под угрозой войны, и, согласно общеизвестным принципам международного права, не могут считаться действительными. Другой вопрос, что в условиях полного отсутствия национальной стратегии и профессиональной дипломатии, тотального государственного и общественного провинциализма, к сожалению, было сделано все, чтобы их реализация стала необратимой.
Между тем у Пашиняна был ряд возможностей хотя бы частично избавить государство от своего и без того катастрофического наследия. В начале и во время войны, в день подписания документа 9 ноября, в последующие месяцы - извинения перед армянским народом, затем отставка и уход из власти под предлогом отсутствия у него полномочий принимать решения вместо президента Арцаха, стали бы крепким внутригосударственным, а затем и международным основанием восстановить пошатнувшуюся роль Арцаха.
Кто бы вместо него ни стал переходным премьер-министром, он изначально представил бы Арцахский вопрос в выгодном свете – до внеочередных выборов. Тем самым армянский народ продемонстрировал бы, что не закрывает страницу статуса и самоопределения Арцаха и после войны с новой силой берется за это дело. Брюссельская пощечина, к сожалению, оповестила о старте прямых армяно-азербайджанских переговоров без Степанакерта.
Для Никола Пашиняна выше Конституции не только трехстороннее заявление от 9 ноября, но и фактически противоречащее преамбуле Основного закона и Декларации о независимости устное соглашение с Анкарой. Ни один документ, ставящий под удар суверенитет Армении, не прошел через парламент или Конституционный суд, которые, увы, также стали звеньями в цепи единоличного правления.
Политики старого поколения хорошо помнят известное решение Верховного Совета Арм.ССР и облсовета НКАО от 1 декабря 1989 года о воссоединении, решение Верховного Совета РА от июня 1992 г. о запрете подписания любого документа, фиксирующего Арцах в составе Азербайджана, даже депутатам первого созыва Верховного совета, избранным от территориальных округов Арцаха.
Пашинян начал противоположную политику - окончательного отчуждения Арцаха от Армении, и реализует ее быстрыми темпами.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-02-28 10:26
Кто сегодня помнит, что именно наобещал с приходом к власти Пашинян в сфере внешней политики и дипломатии в числе множества других популистских обещаний социально-экономического характера? Выяснилось, в Министерстве иностранных дел, так же, как и в других сферах, не только растеряны многолетние институциональные традиции, но и дипломатическая служба и межгосударственные контакты стали предметом насмешек. Все это более чем наглядно было продемонстрировано в течение всей 44-дневной войны и после ее окончания – по сей день. Тогда как именно в этот критический период необходима была неустанная внешнеполитическая работа.
-
2022-02-24 13:26
Провал правящим большинством проекта заявления, осуждающего «Шушинскую декларацию», - отнюдь не экстраординарный и вполне ожидаемый шаг. Куда более удивительным было бы обратное, поскольку не изменились ни Турция с Азербайджаном, ни наши власти. Армянская дипломатия, в том числе и парламентская, сегодня настолько беззубая и услужливая, что не может позволить себе даже обсудить, а уж тем более - осудить очевидно антиармянский документ. Только заслужившие звание национального героя Азербайджана деятели могут обосновать свой отказ так, как это несколько дней назад сделали члены правящей ГД на заседании комиссии НС по внешним связям.
-
2022-02-24 10:29
Кто испытывает боль от потерь в войне? Власть, оппозиция, национальная элита или весь народ? Может, никто? Если бы мы ощущали общую боль утраты, вряд ли после такого тяжелого поражения проявили бы столь недопустимое национальное равнодушие и игнорировали постоянные предупреждения и угрозы. Народ, осознающий потерю, не пошел бы за виновным в ней, не поверил бы более его лжи, сориентировался бы, наконец, что для него важнее: ненависть к предыдущим властям или любовь к государству и Родине.
-
2022-02-22 10:57
Системный государственный кризис в стране власти пытаются замаскировать фрагментарными решениями и реформами, приправив их завесой своей легитимности. Тезисы Пашиняна о собственной легитимности на самом деле, конечно же, надуманны и ничтожны, поскольку его решения - от кадровой политики до отраслевых реформ - не сопровождаются публичными обсуждениями.