ОНИ ПОРАЖАЮТ ВООБРАЖЕНИЕ: ТОП-7 НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 2021 ГОДА

Ушедший год был непростым для всего человечества. Вместе с тем наука ускоренными темпами идет вперед, улучшая качество жизни людей. Самые громкие научные открытия-2021 – в подборке Sputnik Армения.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, искусственное Солнце и сердце – технологии замещения развиваются семимильными шагами. Наука, однако, этим не ограничивается - реальность диктует необходимость разработок антиковидных препаратов, а планетологи и астрофизики стоят на пороге удивительных открытий на Марсе.

Искусственный интеллект, предсказывающий структуру белков

Настоящим прорывом года стал искусственный интеллект, который может предсказать структуру белков. Над этой задачей ученые бились 50 лет.

Искусственный интеллект AlphaFold от DeepMind за несколько дней вычислений может предсказать, как аминокислотные последовательности сложатся в объемные белковые структуры, с точностью до атома.

Прогнозирование сворачивания белков – главная задача на пути понимания того, как тяжелые заболевания распространяются и влияют на организм человека. Решив ее, медики смогут точно предсказать и блокировать распространение инфекции или исправлять ошибки в сворачивании, которые приводят к нейродегенеративным и когнитивным расстройствам.

Прорыв DeepMind открывает новые возможности для открытий в медицине и разработки жизненно важных лекарств.

Искусственное солнце на Земле

Важнейшее событие произошло в термоядерном синтезе: впервые термоядерный реактор выработал больше энергии, чем затратили на его работу. Этот результат, по мнению многих специалистов, является историческим в исследованиях термоядерного синтеза. Его готовили и ждали несколько десятилетий энтузиасты термояда, доказывая скептикам, что технология "Солнца на Земле" - это реальность.

Редактор для гена

Среди значимых научных достижений – технология редактирования генома CRISPR-Cas9. Примечательно, что в прошлом году она получила Нобелевскую премию. Почему ее отметили и в этом?

Дело в том, что, по мнению ученых, успешные эксперименты на животных еще не дают повода применять технологию на людях. Здесь совсем иные требования. И все же в этом году такая операция проведена. С помощью CRISPR-Cas9 впервые успешно отредактирован ген, вызывающий редкую тяжелую болезнь – транстиретиновый амилоидоз. Это работа названа прорывом в медицине.

Трансплантация искусственного сердца

В этом году американские хирурги впервые провели успешную трансплантацию искусственного сердца Aeson, разработанного французской компанией CARMAT. Оно имеет две желудочковые камеры и четыре клапана и, как настоящий орган, питается от внешнего устройства.

В искусственном сердце, сделанном из биосовместимых материалов, в том числе из бычьей ткани, используется комбинация датчиков и алгоритмов, чтобы поддерживать темп сердцебиения и циркуляцию крови по телу. Пациентом стал 39-летний Мэтью Мур из Северной Каролины.

Искусственное сердце полностью заменяет естественное, хотя оно не предназначено для постоянного использования, а, скорее, служит временным вариантом в течение порядка шести месяцев до полноценной пересадки сердца.

Получение ДНК из почвы

Еще одно важное достижение связано с археологией. Специалисты научились извлекать ядерную ДНК из пещерного грунта и ископаемых остатков возрастом более 1 млн лет. Таким образом ученые получили возможность более детально изучить информацию о вымерших биологических видах.

Изучение внутренней структуры и ядра Марса

Американский марсоход Perseverance "высадил" на Марс вертолет, который является первым внеземным летательным аппаратом. Он занимается отбором проб грунта, которые будут доставлены на Землю, чтобы найти ответ на вопрос: есть или была ли жизнь на Марсе?

Многофункциональность РНК-вакцины и лекарство от ковида

Матричные РНК-вакцины от COVID-19 считаются одним из важнейших достижений в медицине за последние 20 лет. Такие вакцины активируют иммунитет к вирусу, обеспечивая организму надежную защиту.

Матричные РНК легко модифицировать под любой новый штамм вируса, а также использовать для борьбы с разными инфекциями, например малярией, раком, ВИЧ и т.д. И не случайно достижением года названа новая вакцина на основе матричной РНК против малярии, которая ежегодно уносит из жизни до полумиллиона человек.

В этом году фармацевтическая компания Pfizer разработала лекарство от коронавируса. Как заявили в компании, экспериментальная таблетка от коронавируса снижает риск госпитализации и смерти у пациентов из группы высокого риска.