ИМПЕРАТИВ ГОДА – НЕ ПОТЕРЯТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕМ
Внутриполитический год мы начинаем в атмосфере неопределенных ожиданий и смутных надежд. Простой анализ ситуации показывает, что все основные оппозиционные силы, за исключением обслуживающих власть нескольких партий одного лица, продолжают требовать отставки режима Пашиняна. В случае начала обсуждений конституционных изменений центр тяжести снова может переместиться в парламент и тогда в отношении всех депутатов должны быть применены меры общественного давления с целью подчеркнуть личную ответственность каждого из них.
ГЛУХОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НЕДОВОЛЬСТВО пока не удается сформулировать политически, но это не означает, что процесс прямо завтра должен трансформироваться в уличную борьбу. Варианты смены власти разные, в 1998-м и в 2018-м власть в Армении менялась диаметрально разными способами, и не исключено, что для устранения Пашиняна без потрясений будет задействован третий вариант. Десятки тысяч людей могут и не заполнить улицы, как в Казахстане, но очевидно, что есть протест и давление качественного меньшинства на режим, хотя и методы сопротивления разные – от уличных протестов до эмиграции.
Вошедший де-юре в роль лидера ОДКБ Пашинян вместе со своей командой полностью оторван от армянской действительности. Оставшиеся в его кабинете и во фракции деятели в силу сложившихся обстоятельств вынужденно чаще сталкиваться с проявлениями массовой борьбы и не избегают даже ярлыка предателя. Такими темпами приказы Пашиняна в один прекрасный день могут просто не быть принятыми к исполнению из-за полнейшего хаоса и раскола внутри власти и тогда ситуация разрешится без уличного противостояния.
Примечательно, что летом 1992 года в результате митингов оппозиции на площади Свободы в Ереване, которыми общественность выражала недовольство пораженческим ходом Первой карабахской войны, министр обороны Вазген Саркисян подал в отставку, его заменил Вазген Манукян, которому удалось внести перелом в освободительной войне. Даже в такие тяжелые и судьбоносные для страны дни, когда была необходимость в мобилизационном резерве, в Ереване проходили митинги. Если бы дезинформация и фальсификация не сопровождали военную пропаганду, возможно, в октябре-ноябре 2020 года в столице также сформировалось бы уличное движение.
Самый тупиковый вопрос – кто должен прийти к власти – более не может витать в воздухе. Ответ очевиден: любой, кто опытен, стабилен, уравновешен, патриотичен, профессионален - словом, является носителем тех качеств, которых лишен нынешний режим. Поиск имен должен быть заменен поиском качеств. В новом правительстве вместо политических назначений должен превалировать принцип профессионализма, по этой причине имена назначенцев многим могут быть даже не известны.
Предпосылкой для безоговорочного устранения Никола Пашиняна в 2022 году может стать не возвращение утраченного, а прежде всего сохранение того, что имеем. Да, невозможно смириться с трехсторонним заявлением, но в данный момент отменить его, к сожалению, нереально. Вместо этого необходимо активизировать дискурс, например, для предотвращения реализации устных договоренностей или возможных тайных приложений, или относительно того, что нашу страну продолжают кромсать в Сюнике, Гегаркунике, скоро и в Тавуше, возможно, в Арарате, и делимитация наших границ происходит без нашего участия. Последовательная пропагандистская кампания оппозиции на эти темы не может не увенчаться успехом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-02-28 10:26
Кто сегодня помнит, что именно наобещал с приходом к власти Пашинян в сфере внешней политики и дипломатии в числе множества других популистских обещаний социально-экономического характера? Выяснилось, в Министерстве иностранных дел, так же, как и в других сферах, не только растеряны многолетние институциональные традиции, но и дипломатическая служба и межгосударственные контакты стали предметом насмешек. Все это более чем наглядно было продемонстрировано в течение всей 44-дневной войны и после ее окончания – по сей день. Тогда как именно в этот критический период необходима была неустанная внешнеполитическая работа.
-
2022-02-24 13:26
Провал правящим большинством проекта заявления, осуждающего «Шушинскую декларацию», - отнюдь не экстраординарный и вполне ожидаемый шаг. Куда более удивительным было бы обратное, поскольку не изменились ни Турция с Азербайджаном, ни наши власти. Армянская дипломатия, в том числе и парламентская, сегодня настолько беззубая и услужливая, что не может позволить себе даже обсудить, а уж тем более - осудить очевидно антиармянский документ. Только заслужившие звание национального героя Азербайджана деятели могут обосновать свой отказ так, как это несколько дней назад сделали члены правящей ГД на заседании комиссии НС по внешним связям.
-
2022-02-24 10:29
Кто испытывает боль от потерь в войне? Власть, оппозиция, национальная элита или весь народ? Может, никто? Если бы мы ощущали общую боль утраты, вряд ли после такого тяжелого поражения проявили бы столь недопустимое национальное равнодушие и игнорировали постоянные предупреждения и угрозы. Народ, осознающий потерю, не пошел бы за виновным в ней, не поверил бы более его лжи, сориентировался бы, наконец, что для него важнее: ненависть к предыдущим властям или любовь к государству и Родине.
-
2022-02-22 10:57
Системный государственный кризис в стране власти пытаются замаскировать фрагментарными решениями и реформами, приправив их завесой своей легитимности. Тезисы Пашиняна о собственной легитимности на самом деле, конечно же, надуманны и ничтожны, поскольку его решения - от кадровой политики до отраслевых реформ - не сопровождаются публичными обсуждениями.