КИСТЬ ЖИВОПИСЦА В РУКАХ МУЗЫКАНТА
Дом известной альтистки Катарине Папикян напоминает галерею, где для любителей изобразительного искусства найдется немало интересных экспонатов. На стенах – полотна, исполненные маслом, коллажи из морских ракушек и костей крупных рыб. Между ними мелькают графические работы – от портретов до пейзажей, а по углам припрятаны левкасы, ждущие своего «выхода на сцену».
ЕЩЕ С ДЕСЯТОК ЛЕТ НАЗАД В СТОЛОВОЙ КРАСОВАЛИСЬ коллажи и полотна с изображением цветущих крестов, собранных из засушенных даров армянской флоры. Но сегодня их нет: эти необычные картины давно разъехались по разным странам и оберегают своих новых владельцев. Но от этого интерьер дома Катарине Папикян не теряет своей живописной привлекательности: в художественных запасах хозяйки есть немало картин и коллажей, которые всегда готовы заполнить опустевший домашний уголок. Ведь их создает сама хозяйка, которой свыше был дан талант не только к музыке, но и к изобразительному искусству, однажды прорвавшийся и заполнивший ее дом новыми красками и образами.
Живописным творчеством Катарине Папикян увлеклась после того, как решила покинуть сферу музыки, в которой достигла немалых высот и признания слушателей. Интерес к музыке возник в детстве и по воле случая. В школьном кружке был объявлен набор учащихся, и юная Катарине оказалась среди детей, которым предстояло пройти прослушивание. Педагог сразу обнаружил у нее абсолютный слух и предложил ее маме определить девочку в музыкальную школу в класс скрипки. Полгода частных уроков у профессиональной скрипачки, и вскоре Катарине сдала экзамены, попав по распределению в класс альта и полностью посвятив себя музыке. Дальше ее судьба складывалась по классическому сценарию: учеба в музыкальном училище им. Романоса Меликяна, затем в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, сцена...
Уже с третьего курса училища талантливую альтистку заметили дирижеры: пройдя отборочный конкурс, она превзошла консерваторцев и была зачислена на работу в Государственный симфонический оркестр радио и телевидения Армении, созданный и руководимый маэстро Оганом Дуряном. В дальнейшем образ Дуряна не раз будет всплывать в памяти Катарине Папикян, он воплотится в живописный образ одного из ее полотен. Четверть века работы в оркестре Гостелерадио с такими дирижерами, как Юрий Давтян, Рафаэл Мангасарян, еще 10 лет в Государственном филармоническом оркестре, которым руководили Лорис Чкнаворян и с которым коллектив в трудные 1990-е годы гастролировал по миру, выступая в лучших залах разных стран… Но 1 июня 2000 г. Катарине Гургеновна решила оставить музыкальную карьеру и выйти на заслуженный отдых.
Однако природный талант и муза не позволили жить размеренной жизнью, и уже через год Катарине Гургеновна, сменив музыкальный инструмент на карандаш, затем гуашь, масло и кисть нашла не менее увлекательное занятие. Огромный опыт в основной профессии, солидный багаж классических произведений, непохожие друг на друга краски сочинений композиторов разных стран и эпох – все выплеснулось в новое занятие, где вновь пригодились золотые руки Катарине Папикян.
«Природа во все времена вдохновляла меня на творчество. Быть может, поэтому я неожиданно для себя и окружающих еще в период работы в оркестре начала изготовлять панно с изображением крестов и коллажи из засушенных цветов, - рассказывает Катарине Гургеновна. – Но после ухода со сцены я ощутила особый прилив творческой энергии. Посещая художественные выставки, я подолгу останавливалась у той или иной картины, разглядывала ее детально, и мой мозг словно сканировал изображение. Мне стало казаться, что я чувствую нюансы красок, а формы, объемы и линии мне подвластны. Поначалу рисование было для меня чем-то сродни японским иероглифам, но вскоре этот вид искусства стал покоряться мне».
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЖИВОПИСИ СВОДИЛИСЬ у Катарине Гургеновны к перерисовке полюбившихся полотен, что позволяло посадить технику на пальцы, научиться владеть новым инструментарием. Первым таким образцом стала графическая мини-копия картины Ованнеса Айвазовского, за которой последовали другие. Вскоре Катарине Папикян приступила к созданию авторских рисунков, затем и живописных полотен. Среди друзей было немало художников, которые помогали советами, учили овладевать секретами рисования. Так шаг за шагом крепло мастерство, а с ним на стенах дома стали появляться образцы ее нового творчества.
«Однажды к нам в гости зашел известный художник Анатолий Григорян, -вспоминает Катарине Папикян. – Рассматривая развешанные повсюду полотна, он сказал: «А теперь покажите мне работы Кати». Мы расхохотались: маститый художник не подозревал, что перед ним мои картины и даже собирался заплатить за одну 350 долларов. А вот с художником Арамом Элбакяном у меня связаны другие воспоминания: именно у него я впервые увидела работу в технике левкаса, с применением которой потом создала немало работ, удостоившись его похвалы. Одну из таких работ я недавно подарила талантливому певцу-тенору Арсену Согомоняну».
За 20 лет занятий живописью Катарине Папикян создала больше 100 картин разных жанров и даже организовала авторскую выставку, имевшую большой успех. Ее натюрморты, пейзажи, портреты, композиционные и другие работы, хотя и очень дорогие ею сердцу, порой покидали родной дом и навсегда отправлялись к новым владельцам в США, Канаду, Францию, Австрию и другие страны. Катарине Гургеновна лишь в редких случаях расстается с картинами, так как относится к ним как к родным детям. Тем не менее, в ее окружении было немало людей, получивших от нее в дар то или иное полотно. Среди них и известная оперная певица из Франции Лин Дурян, сравнившая ее работы с полотнами Ренуара.
Среди знаменитостей, вдохновивших художницу на создание их портретов, немало музыкантов - Арам Хачатурян, Тито Гобби, Константин Сараджев, Оган Дурян, Комитас... Портрет Дуряна пару лет назад Катарине Гургеновна преподнесла открывшемуся Дому-музею в Ереване. Прославленный дирижер запечатлен в момент творческого вдохновения, свидетельницей всплесков которого она бывала не раз за годы совместной работы. Портрет Хачатуряна хоть и носит его имя, но, по словам. Катарине Папикян, это собирательный образ армянского музыканта, в котором можно усмотреть черты и самого Арама Ильича, и Эдварда Мирзояна, и даже Лориса Чкнаворяна. Каждый из них внес весомый вклад в развитие музыкального искусства Армении, данью которому и стала эта работа. А вот Комитас представлен в момент раздумий о судьбе армянского народа. Предки Катарине Папикян – выходцы из Вана в Западной Армении, знавшие о Геноциде не понаслышке. Эту боль армянского народа она и передала в образе Комитаса, изобразив его в белых одеяниях как символ духовной чистоты.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ КАТАРИНЕ ПАПИКЯН УВЛЕКЛАСЬ КОЛЛАЖАМИ, используя ракушки, привезенные с гастролей во Франции. Предметы декора стали живописным материалом, который она, словно мозаику, собрала в интересные композиции, вызывающие восхищение. Недостающие для некоторых коллажей детали художница заимствовала у рыб, используя кости необычной формы.
Но больше всего Катарине Гургеновна, по собственному признанию, любит рисовать морские пейзажи или хотя бы использовать в картинах элементы водной стихии. В ее полотнах можно заметить протекающий ручей, бьющий из скалы водопад, морскую гладь и даже бога морей, окруженного водными растениями и животными.
«Смотрю сейчас на эту работу, - говорит Катарине Папикян, показывая пейзаж с водопадом, сделанный на заре увлечения живописью, и думаю: здесь не мешало бы придать водопаду голубой оттенок. Потом осознаю, что не стоит ничего исправлять. Картина сделана в начале моего живописного творчества, а любое начинание именно тем и прекрасно, что содержит в себе некую незрелость и открывает путь к новому развитию».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-14 11:15
В Ереване стартовал ХХII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Торжественная церемония открытия состоялась в столичном Доме кино, который в последние годы заменил кинотеатр «Москву» в плане как показа большинства фестивальных фильмов, так и проведения знаковых мероприятий. В этом году открыть самый крупный праздник кино в Ереване было доверено одному из крупных представителей иранского кинематографа, опальному кинорежиссеру и сценаристу Джафару Панахи. Его последний фильм «Простая случайность», пару месяцев назад удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля, зажег экран МКФ «Золотой абрикос». Сам режиссер, несмотря на тяжелое душевное состояние из-за ирано-израильского конфликта нашел в себе силы приехать в Ереван, чтобы лично приветствовать своего зрителя.
-
2025-07-14 09:34
В последние годы в Азербайджане сформировалось конкретное, отнюдь не доброжелательное отношение к памятникам Великой Отечественной войны, которые планомерно уничтожаются, словно этой страницы в жизни азербайджанцев и не было. После 44-дневной Арцахской войны 2020 г. и особенно после изгнания армян из Арцаха в сентябре 2023 г. мемориалы, установленные на территории Нагорного Карабаха в честь победы над фашизмом, оказались под прицелом. Всевозможные организации, в том числе и международные, постоянно отслеживают ситуацию с культурным наследием на временно оккупированной Азербайджаном земле Арцаха. Согласно данным отчетов, то в одном, то в другом уголке страны полностью или частично разрушается ее наследие разных эпох, от древних храмов до мемориалов, воздвигнутых после Великой Отечественной войны и уже в период независимости Нагорного Карабаха в честь национальных героев. Делается это, по мнению экспертов, с разными целями: с одной стороны, чтобы уничтожить армянский след с исконно армянской земли, а с другой, - чтобы стереть память о героическом прошлом в умах и душах нового поколения.
-
2025-07-12 10:43
Выставка к 115-летию Александра Саиняна У известного армянского архитектора Александра Саиняна было две дочери, однако друзья и коллеги называли его отцом троих детей. Третьим и, пожалуй, самым любимым его ребенком был красавец Гарни – единственный сохранившийся на территории Армении языческий храм, который своим вторым рождением обязан именно Саиняну.
-
2025-07-12 10:37
963 монеты из коллекции Шушинского музея нумизматики, 51 созданная армянскими и зарубежными авторами работа Международного парка скульптур Шуши, 586 образцов армянского ковроткачества и других артефактов из коллекции Музея арцахских ковров, 592 редких камня и минерала – это лишь часть огромного музейного наследия, оставшегося в оккупированном Азербайджаном Арцахе. Судьба большинства ценных экспонатов, принадлежащих как частным коллекционерам и авторам, так и арцахскому народу, неизвестна, однако сегодня у специалистов есть возможность познакомиться с собраниями этих очагов культуры в виде электронных каталогов, презентация которых состоялась на днях в Ереване.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".